Поздний неолит и хальколит характеризуются возрождением и диверсификацией деятельности.
Контекстуализация и пространственный анализ радиоуглеродных данных позволяет получить более тонкую структуру, чем обычно возможно при суммировании вероятностных подходов: модели доисторических популяций, характеризующиеся бумом и разрывом, могут, по сути, быть неверным толкованием более тонких демографических изменений, происходящих одновременно с культурными изменениями и соответствующими различиями в данных археологических исследований.
Динамика народонаселения вновь стала предметом активного обсуждения в доисторических исследованиях, особенно в тех частях мира, где имеются большие объемы данных по радиоуглероду.
Модели социально-экономических изменений, которые, как представляется, указывают эти исследования, особенно колебательные модели деятельности, противоречат традиционным представлениям об устойчивом и медленном темпе изменений в истории.
История человечества с начала неолита и далее - по крайней мере, в Европе - традиционно рассматривается как постепенное, но постоянное увеличение масштабов и сложности социальной организации.
Напротив, мета-анализы больших массивов радиоуглеродных данных и археологических объектов с использованием байесовских хронологических подходов указывают на высокопунктурный и динамичный характер прошлого.
Это относится как к отдельным явлениям, так и ко всем обществам, причем последние формируются, процветают в определенных регионах, а затем переживают упадок, крах или радикальную перестройку, как в декларативно-падлежащих отчетах классических цивилизаций.
Эти мета-аналитические подходы обеспечивают полезные средства прямого сравнения культурной динамики человека с климатическими и ландшафтными палеоэкологическими данными и тем самым обладают большим потенциалом для изучения воздействия человека на окружающую среду и психику в голоцене, а также для создания культурного ландшафта.
Критика этих подходов применительно к исследованию предыстории - в частности, использование кумулятивных вероятностных распределений калиброванных радиоуглеродных дат в качестве приближенных значений для населения - основана на тафоэкономических соображениях и на том, что форма калибровочной кривой сильно влияет на результаты.
Археологические материалы представляют собой несовершенную запись с очень сложными социальными факторами, лежащими в основе первоначального выпадения материала, использованного для радиоуглеродного датирования.
Кроме того, археологи впоследствии не встречают нейтральных данных: многие предрассудки обусловлены традициями исследований и практикой проведения работ на местах.
Многие синтезы наборов радиоуглеродных данных не смогли в полной мере противостоять этим факторам, ограничивая применимость этих подходов и приводя к критике археологической литературы.
Ирландия, крупный европейский остров, расположенный непосредственно к западу от Великобритании, разделена на две территории: северо-восточный квартал - это Северная Ирландия и часть Соединенного Королевства, а остальная часть - Республика Ирландия.
Большое количество раскопок под руководством исследователей проводилось на острове в период между концом 1990-х и 2008 годами - периодами последнего экономического бума.
В более широком контексте неолитической Европы Ирландия занимает особое место, находясь в конце целой серии культурных, экономических и демографических преобразований, которые являются одними из наиболее интенсивно изученных в мировой истории.
Несмотря на недавно обнаруженные многочисленные свидетельства о поселениях, археологические данные Ирландии пока еще не нашли заметного отражения в литературе, за исключением вспомогательных материалов британских исследований.
Это означает, что связи между Ирландией и остальным миром относительно слабо изучены, за исключением, возможно, описательных статей, касающихся технологии и торговли.
С географической точки зрения Ирландия, имея много общего с Великобританией в экологическом отношении, также имеет ряд отличительных биогеографических характеристик, так что ее записи могут и должны рассматриваться по существу.
Эти различия выражаются, прежде всего, в обедневшей флоре и, в частности, фауне, представляющей собой довольно ограниченный круг экологических ниш для первых человеческих колонизаторов в раннем голоцене (в Ирландии были найдены лишь ограниченные доказательства присутствия человека в палеолите), и влияющей на процесс неолитизации.
Наряду с отсутствием крупных диких животных, кроме диких кабанов, сокращение численности фауны, вероятно, привело к совершенно иной мезолитической структуре ландшафта.
Нехватка крупной дичи могла сделать неолитический домашний скот, овец, коз и свиней еще более привлекательным для ирландских охотников-собирателей, если предположить, что некоторые местные жители занялись земледелием.
Кроме того, введение домашних пастбищ в Ирландии, несомненно, имело бы ряд экологических последствий, поскольку пастбища находились на ранее недостижимом уровне, что, возможно, в конечном итоге привело бы к снижению функционирования экосистем и их устойчивости.