Найти тему
My interests

Ашрамы в Индии: единственное место, где вдовы могут спрятаться от общественного презрения

Оглавление

Современная Индия уже не та, что была 50 или даже 20 лет назад. Изменения происходят не только в экономике, но и в быту индийцев. В крупных городах роль женщин уже не сводится лишь к заботам о муже, семье и мечтам о рождении сыновей. Сегодня девушки могут получить образование, сделать карьеру и стать финансово независимыми.

Но в сельской местности, где проживает большинство населения, до сих пор сохраняются традиционные патриархальные нравы. Особенно это касается нетуристических районов. Положение замужней женщины там остается шатким. Она может в одночасье лишиться всего: социального статуса, собственности, а иногда детей и крова над головой. Это происходит, когда у нее умирает муж.

Вдовы становятся изгоями общества, объектом ненависти и презрения для родных. Хотя от них уже не требуют самосожжения, как 100-200 лет назад, но и сегодня родственники могут выгнать их на улицу. Ашрамы (вдовьи приюты) помогают женщинам выжить и обрести новую семью среди себе подобных.

Вриндаванские вдовы

-2

Вриндаван –один из религиозных центров Индии. Он основан на том месте, где 5000 лет назад провел детство Кришна. Туда прибывают тысячи паломников, чтобы поклониться святыням.

Вриндаван также называют «городом вдов»: их там около 10 000. Женщины стекаются в местные приюты со всех концов страны. Здесь они могут освоить новую профессию, обучиться грамоте и заработать на кусок хлеба. Одни приезжают в одиночку или в сопровождении гуру, а других привозят родственники и оставляют на ближайшем перекрестке.

-3

Женщины живут в приютах-общежитиях или съемных комнатах, а некоторые обитают просто под куском брезента. В каждой комнате спит по 8-10 человек. Изгнанниц не навещают родственники, да они и сами не хотят с ними встречаться, а тем более возвращаться в семью. Некоторые из них попали в приют совсем молодыми и живут здесь уже 40-50 лет.

-4

Рано утром, в 5:30 утра, женщины выходят на улицу и спешат по темным переулкам туда, где волонтеры кипятят воду и раздают горячий чай. Если опоздать, то чая может не достаться. Чтобы заработать на жизнь и заплатить за жилье, вдовы весь день, сидя на полу, исполняют священные песнопения для паломников. За это им полагается тарелка горячей еды. Те, кто помоложе, становятся социальными работниками и ухаживают за старыми и больными.

Приюты в «городе мертвых»

-5

Варанаси не зря называют «городом мертвых». Здесь мечтает умереть каждый последователь индуизма. Тот, кому это удастся, вырвется из цикла перерождений и обретет мокшу – избавление от тягот материального мира. День и ночь на берегу Ганги полыхают погребальные костры. Со всех сторон сюда стекаются старые и больные, родственники везут умерших, пожелавших, чтобы их кремировали в Варанаси.

-6

Есть там и приюты для вдов. Некоторых выгнали из дома собственные дети, а кто-то приехал сам в надежде умереть и освободить свою душу. Лишенные средств к существованию, женщины живут на скудную милостыню и в одиночестве умирают от болезней.

-7

Несколько лет назад их положение улучшилось. В Варанаси были открыты социальные службы. Теперь вдов обеспечивают едой и кровом, предоставляют медицинское обслуживание, а в случае смерти оплачивают кремацию и ритуальные обряды.

Образ жизни отверженных

Вдовы зимой и летом ходят укутанными в белые сари. Они коротко стригут волосы или обриваются наголо. Женщины едят один раз в день безвкусную пищу. Сладости, пряности и даже соль для них под запретом. Считается, что вкусная и сытная еда будет возбуждать в женщине запретные страсти, а ведь женское либидо, по мнению индусов, значительно превышает мужское. Дабы вдовы не впали в разврат, им запрещается разговаривать с мужчинами.

Пожилая вдова одета в белое сари, ее волосы обстрижена. Молодая женщина – тоже вдова, сотрудница социальной службы. Она менее скована обычаями и традициями.
Пожилая вдова одета в белое сари, ее волосы обстрижена. Молодая женщина – тоже вдова, сотрудница социальной службы. Она менее скована обычаями и традициями.

Никто не знает, откуда взялись эти репрессивные традиции, ведь в священных ведических книгах ничего подобного нет. Напротив, в них призывают вдову перестать плакать об умершем муже и начать новую жизнь. По-видимому, это последствия потребительского отношения к женщине, принятого в индийском обществе. Ведь никому не приходит в голову предъявить подобные требования к мужчинам-вдовцам, они могут жениться хоть еще пять раз.

В Индии существуют благотворительные организации, пытающиеся улучшить жизнь изгнанниц. Теперь им выплачивают небольшие пенсии. А несколько лет назад в городах, где имеются приюты, даже начали организовывать праздничные мероприятия, в которых вдовам по традиции запрещалось участвовать, а также раздают им цветные наряды. Но все это ненамного улучшает положение женщин в ашрамах, для этого нужно изменить отношение к ним общества.