Найти в Дзене
Записки о самолетах

Боинг 737: путь легенды. Часть 1. История.


Вот, наконец, я и начинаю рассказ о самом популярном самолёте в мире - самолёте, образ которого неизменно возникает у людей при слове "авиация". Самолёте настолько популярном, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1200 самолётов и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один такой самолёт. Встречайте - Боинг 737.


Внимание! Это первая часть моего рассказа про Боинг 737. Остальные можно найти здесь:

Часть 2. Original - классика жанра
Часть 3. Classic - радикальные перемены
Часть 4. NG - в ногу со временем
Часть 5. MAX - большой вопрос...

В этой статье я расскажу вам немного истории...
Представьте: Америка, конец шестидесятых. Время красивых автомобилей и красивых самолётов. Недавно авиастроительная корпорация "Боинг" выпустила на рынок своих реактивных первенцев - модели 707 и 727. "Семьсот седьмые" неплохо показывают себя на дальнемагистральных маршрутах, "двадцать седьмые" летают на линиях средней протяженности. Количество заказов растет, но инженеры Боинга хотят большего - появляется идея завоевать рынок ближнемагистральных авиалайнеров.
Стоит отметить, что в этой нише в Америке лидирует Дуглас с проектом DC-9, а в Европе - BAC с их One-eleven. Появление на рынке конкурента может серьезно потеснить их позиции...


Разработка самолёта началась с некоторым запозданием - в 1964 году, когда начались работы по проектированию, конкуренты Боинга уже проходили сертификацию. Чтобы ускорить процесс разработки, многие технологии были заимствованы со "старших братьев" - моделей 707 и 727. Например, фюзеляж 737го первых серий практически унифицирован с предыдущими самолётами Боинга. Это, кстати, позволило разместить кресла по 6 в ряд, что дало значительное преимущество - у конкурентов из-за меньшего диаметра фюзеляжа компоновка кресел по 5 в ряд (3+2). Интересно, что в Боинге кабина рассчитана на двух членов экипажа - до этого во всех самолётах в кабине было минимум 3 человека. Такие нововведения сначала не понравились пилотам из ALPA (Air Lines Pilots Association). Было много протестов, однако в серию 737 пошел с кабиной, рассчитанной на двоих. Позже это стало большим преимуществом...

Эксплуатация первого поколения Боинг 737, которое стало судьбоносным для всего американского авиапрома, началось в феврале 1968 года - что забавно, в Европе - в авиакомпании Люфтганза. В Америке эксплуатация началась чуть позже.
Самолёты первого поколения вполне успешно летали по 20 лет, а последний 737-200 был произведен в 1988 году.


В начале 80-х годов стало понятно, что самолёт начинает устаревать - виной этому были в основном старые двигатели JT-8D. К этому времени компания CFM International выпустила новый двигатель CFM-56. Тихий, экономичный, несложный в обслуживании - этот двигатель стал самым популярным авиадвигателем в мире. Появилось поколение Boeing 737, названное Classic. Отличительной чертой этих самолётов стало то, что с отказом от схемы двигателя, утопленного в крыло, возник ряд проблем: унифицированные с более ранними моделями 737 стойки шасси были невысокими, из-за чего было решено агрегаты, расположенные обычно снизу двигателя, разместить по бокам от секции компрессора. Поэтому гондолы двигателей самолётов поколения "Classic" сильно "расплющенны". С этими самолётами Боинг прочно закрепился в нише ближне- и среднемагистральных лайнеров. Однако вскоре у Боинга появился серьезный конкурент - Airbus с семейством 320-х.


Понимая возможность потерять "теплое" местечко, в 1993 году Боинг запускает программу Boeing 737 NG. Новое крыло, новая авионика, усовершенствованные двигатели. Уменьшена масса, повышена технологичность и управляемость. Все это позволило поколению NG создать достойную конкуренцию Аэробусам. Так же, на 737 NG появились (опционально) винглеты - законцовки крыльев, существенно сокращающие расход топлива и улучшающие взлётно-посадочные характеристики.
Затем пошли ещё доработки, и в 2016 году совершает полет Boeing 737 MAX, оснащенный новыми двигателями CFM Leap.

Однако, с "МАКСами" у Боинга не заладилось. Ошибки в программном обеспечении привели к двум катастрофам, после чего все самолёты поколения "MAX" были отстранены от полетов. Боинг обещает исправить ошибки, но сроки постоянно сдвигаются. А новые выпущенные самолёты из-за нехватки места уже ставят на автомобильную парковку возле завода...


Это первая часть моего рассказа про Боинг 737. Продолжение можно найти здесь:
Часть 2. Original - классика жанра
Часть 3. Classic - радикальные перемены
Часть 4. NG - в ногу со временем
Часть 5. MAX - большой вопрос...

Спасибо, что дочитали! Я надеюсь, Вам понравилось! Кстати, эта статья написана в салоне Боинга 737-800 на высоте 10 километров) Мне кажется, за это можно поставить лайк и подписаться на канал:))