Порой среди кучи анонимного творчества в интернете, связанного с мемами, можно встретить шедевры, достойные висеть в галерее современного искусства. Хорошим примером здесь может служить представленная картина, которую автор назвал «В ожидании коммунизма и светлого будущего», и сейчас я объясню почему.
Это, по сути, коллаж. Подобная техника была введена в искусство дадаистами. Их мешанина из газетных вырезок символизировала бессмысленность окружающего мира, провозглашала отказ от рациональности. Дадаизм оказал влияние на сюрреалистов и, как считают искусствоведы, на постмодернистское искусство. Первое произведение поп-арта, «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», тоже было коллажем, на котором были собраны в кучу образы успешной жизни 50-ых годов. Создал его британский художник Ричард Гамильтон.
Автор «В ожидание коммунизма и светлого будущего» вряд ли возился с ножницами и клеем, а использовал фотошоп. Так на одной картине оказались Сталин и популярный мем Ждун. В какой-то степени это показывает, что народная память в России идет с завихрениями, вновь и вновь возвращаясь к нескольким ключевым точкам.
Мне возразят – мемы делают со всеми историческими персонажами. Однако это творчество отличают несколько особенностей. Во-первых, тут взята практически забытая картина «Утро нашей Родины». Она была написана в самом конце правления Сталина. Считается, что есть несколько вариантов – автору попался тот, где нет высоток. Сталин на ней изображен оригинально – на фоне простора, восходящего Солнца. Настоящая торжественная увертюра в красках! Во-вторых, она сама стала в какой-то степени мемом. Созданная к 70-летию Сталина, она обрела невероятную популярность, но как только отец народов ушел в небытие, ее начали иронично называть «Ушла последняя электричка».
И вправду – розовое небо может быть не только рассветом, но и вечерними сумерками, а величественный Сталин – одновременно похож на уставшего путника, оставшегося на перроне и оглядывающегося по сторонам.
Рядом со Сталиным Ждун. Созданная голландской художницей, это скульптура символизировала надежду пациентов на лучшее, однако в России Ждун стал символом того, что «в стране давно царит застой».
Любое искусство — это отражение реальности. На этом коллаже скрестились, как две линии на графике, ощущения ожидания.
Первое – ожидания советских людей, наших пращуров. Именно Сталин, как никто другой кровью и репрессиями приучил людей, что все «наступит скоро – надо только подождать». Поначалу ждали переход от социализма к коммунизму, потом как-то незаметно это сменилось ожиданием любого конца социализма, ставшего уже «развитым».
Десятые годы тоже запомнятся, как ожидание. Ожидания перемен или хотя бы прекращения нарастающего абсурда. Когда нас спросят, что мы делали в десятые, то мы ответим: «Ждали».
Но скорее всего, как и «Утро нашей Родины» превратилась в «Ушедшую электричку», то и мы, ожидая перемен, обнаружим себя на вечернем полустанке. Электрички нет. Темнеет. Холодает. Олимпийка не согреет. Неподалеку на нас косится подозрительный паренек в Адидассе с недоброй улыбкой.
Подписывайтесь, чтобы не потерять нас и ставьте лайк, если Вам понравился материал!
Для подписки нажать ТУТ