Почему ни одно существо не понимает человека лучше, чем собака.
Ни одно существо не понимает человека так хорошо, как собака. Теперь исследователи задались вопросом: используют ли собаки преданный взгляд осознанно?
У Альфи коричневая шерсть и круглые глаза в том же шоколадном тоне. Он смотрит на Юлиану Камински (Juliane Kaminski), которая, кажется, что-то держит в руках. Но что? Лакомство?
Лабрадор неподвижно пристально смотрит, иногда он поднимает брови, тогда его глаза кажутся еще больше, еще милее. Камера фиксирует каждое движение на морде собаки.
Позже Камински проанализирует мимику Альфи. Она хочет выяснить, будут ли двигаться мышцы на морде пса и тогда, когда она отвернется и покажет ему свои руки за спиной? Когда он увидит, что она на него совсем не смотрит? И не может увидеть, смотрит ли он сейчас на нее вопросительно, выпрашивая, требуя?
Биолог Юлиана Камински руководит центром когнитивных способностей собак в университете в Портсмуте на юге Англии. В ее картотеке испытуемых около 700 владельцев собак из приморского города и его окрестностей, достаточное количество людей, которые приводят своих любимцев каждый раз, когда Камински начинает новую серию опытов.
«Владельцы очень мотивированы», — говорит Камински. Конечно, кто же не хочет доказать, что его собака самая умная? Поэтому одно из правил: сотрудникам исследовательского центра нужно научиться постоянно хвалить собаку и ее хозяина, даже если четвероногий плохо ведет себя. «Это как будто бы сюда пришли родители со своими детьми», — говорит Камински.
Так владельцы собак тоже чувствуют себя комфортно. «Собаки понимают человека как ни одно другое животное, — говорит Камински, — и они реагируют на наши сигналы как ни одно другое животное». Это касается даже щенков: «Собаки рождаются с готовностью считать людей важными для них существами».
На протяжении тысячелетий человек разумный выводил из волков сегодняшних ретриверов, такс и бордер-колли: компаньонов, которые помогают во время охоты или выпаса сельскохозяйственных животных, работают поводырями, находят наркотики или жертв лавины, охраняют дом и двор и просто находятся рядом, когда иногда становится одиноко.
Это удалось потому, что люди систематически отбирали тех животных, которые были особенно смышлеными и преданными, проявляли мало агрессии и, прежде всего, хотели понравиться человеку. РИА Новости, Евгений Биятов | Перейти в фотобанкСобака породы хаски на территории парка "Сокольники" участвует в реабилитационной и образовательной программе "По пути с хаски"
Такое целенаправленное одомашнивание делает Canis familiaris (собаку) идеальным домашним животным, но также и идеальным объектом исследований в сфере когнитивной науки. «Собаки истолковывают человеческие сигналы, — говорит Камински, — но что они понимают на самом деле, мы пока точно еще не знаем». Она считает, что исследование этого механизма может дать важную информацию о том, как в ходе эволюции развивались социальные и когнитивные способности.
В лейпцигском Институте эволюционной антропологии Макса Планка, где около 15 лет назад началась карьера Камински, ученые провели сравнение обезьян с человеческими детьми. Человеческие жесты, которые дети правильно понимали с первого раза, обезьяны истолковать не смогли. «Тогда один мой коллега сказал, что его собака смогла бы это», — вспоминает Камински. Коллега был прав.
С тех пор Камински многократно доказала, что собаки в состоянии понимать своего человеческого партнера. Так, они скорее стащат лакомство, если человек, находящийся в этом же помещении, явно отвлекся, чем тогда, когда он за ними наблюдает, то есть они понимают, когда хозяин их не видит. И если поставить два предмета на выбор, один из которых человек не видит за стеной, но собака видит оба, при команде: «Принеси!» собака в большинстве случаев принесет тот, который находится в поле зрения человека.
Но развиты ли эти способности настолько, что собаки в состоянии пользоваться ими целенаправленно? Сейчас Камински хочет это выяснить. Совместно с эволюционным психологом Бриджет Уоллер (Bridget Waller) она разработала систему, которая позволяет точно зафиксировать каждую гримасу собаки; до сих пор она смогла различить 11 выражений морды и пять позиций ушей. «Теперь мы можем объективно описать мимику собак вместо того, чтобы произвольно интерпретировать ее с человеческой точки зрения», — говорит Камински.
«Линия поведения 101» означает: внутренняя часть бровей поднята наверх. Это делает глаза больше, придает животному черты щенка, и в то же время оно выглядит очень-очень грустным.
Такой смеси печали и щенячьего образа вряд ли сможет противостоять какой-либо человек, как написали Камински и Уоллер в специализированном журнале «PlosOne». В английских приютах для животных они задокументировали, как часто собака принимала щенячье выражение морды, когда человек стоял перед клеткой, и сколько времени потом понадобилось, чтобы она обрела новый дом. Результат: чем чаще собака приподнимала брови, тем быстрее ей удавалось покинуть приют. Другие факторы, как, например, усердное виляние хвостом, не обеспечили никакого преимущества.
Камински считает, что в ходе эволюции собаки использовали слабость хозяев и хозяек перед своей миловидностью. То, что собаки действительно осознанно пускали в ход этот козырь, однако, могло оказаться лишь попыткой их очеловечевания.
Или все же нет? Мимический эксперимент, в ходе которого Камински поворачивалась к Альфи и его сородичам то лицом, то спиной, показал, что животные чаще используют мимику, когда человек может это видеть.