В творчестве Владимира Высоцкого немало произведений, написанных в форме письма - сегодня практически забытой, но по-настоящему трогательной, искренней, душевной, обстоятельной форме общения.
Любопытно, что "песни-письма" содержат все основные циклы песен Владимира Семёновича. Если вспомнить его остросоциальные произведения на злобу дня, это, конечно же, "Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям", ныне известное только узкому кругу дотошных почитателей творчества великого барда:
В Пекине очень мрачная погода,
У нас в Тамбове на заводе перекур,-
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!
Из очень малоизвестных можно также выделить отличную философскую песню - "Старательскую, или Письмо друга" (Высоцким под гитару исполнялись один раз только 1 и 5 из 9 строф "Старательской"):
Друг в порядке - он, словом, при деле, -
Завязал он с газетой тесьмой:
Друг мой золото моет в артели, -
Получил я сегодня письмо.
Если вспомнить о "высоцких" шуточных песнях "семейного плана", то как не сказать про "Два письма" - переписку двух супругов, любящих друг друга, как говорил классик, "но странною любовью".
Но, пожалуй, самой известной "письменной" песней (не только из шуточных, а из всего творчества!) является, конечно же "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное невероятное" из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи". Из песен "шутки ради" можно также вспомнить "Письмо к другу, или Зарисовку о Париже".
Кстати, "письма" Владимир Высоцкий писал не только от имени мужчин. Стихотворение - "письмо" "Здравствуй, "Юность", это я..." написано от имени некой Ани Чепурной:
" Здравствуй, "Юность", это я,
Аня Чепурная,
Я ровесница твоя,
То есть молодая."
В любовной лирике Владимира Семёновича письмо часто играет важнейшую роль. Песня "Долго же шёл ты, в конверте листок..." повествует о любви на расстоянии между молодым моряком и его девушкой. Форма письма, в которой написана песня, даёт автору излить свою душу в полной мере, вволю порассуждать о жизненных сложностях и условностях, которые приходится преодолевать нежным чувствам лирического героя:
Ты не пугайся рассказов о том,
Будто здесь самый край света, -
Сзади еще Сахалин, а потом -
Круглая наша планета.
В романсе "Она была чиста, как снег зимой..." письмо играет тоже важнейшую роль, но роковую. Чуть ли не единственный раз образ письма в поэзии мастера имеет явно негативный оттенок:
Я сжал письмо как голову змеи -
Сквозь пальцы просочился яд измены.
Второй раз письмо приобретёт жуткую силу только в условиях войны. Речь идёт о знаменитом "Письме перед боем", которое сам автор называл "стилизацией под военную песню":
Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
«Почтальон, что ты мне притащил?
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!
Вообще письмо как таковое для Владимира Высоцкого - образ очень дорогой и сокровенный. Все мы помним знаменитую строку из "Я не люблю":
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Сокровенный, и именно поэтому имеет огромнейший выразительный потенциал, может подчас показывать самые жуткие, неоднозначные, но, главное, правдивые, стороны происходящего.
А если говорить о потенциале образа положительном, нужно вспомнить стихотворное обращение Владимира Семёновича к своим зрителям и слушателям, тоже в форме письма:
Сержанты, моряки, интеллигенты,
Простите, что не каждому ответ:
Я вам пишу, мои корреспонденты,
Ночами песни — вот уж десять лет!
В этом стихотворении - "письме" адресатом автора является по сути весь советский народ (рабочие, узбеки, студенты, сержанты, моряки, интеллигенты...). А, казалось бы, письма должны быть предназначены одному человеку, иначе свою ценность и сокровенность уже теряют. Но в этом-то и суть! Поэт выбирает очень интересный, "всеобъемлющий" приём. Обращаясь в такой форме ко всему народу, он показывает, насколько ему ценен каждый его представитель, каждая личность, каждый поклонник или критик творчества Высоцкого, указывает на то, что нечего ему "перебирать" и скрывать правду от всей уважаемой публики, от всего своего Народа (любимого таким, каким он есть!).
Не менее интересно, что уж совсем высоко образ письма возводится Высоцким в раннем "блатном" цикле. И, если призадуматься, то понимаешь, что для людей "в местах не столь отдалённых" это был по сути единственный "предмет" просто из иного, "параллельного", живущего по другим законам мира, один "кусочек светлой жизни" в тюремном мраке
Страшней, быть может, – только Страшный суд!
Письмо мне будет уцелевшей нитью, –
Его, быть может, мне не отдадут,
Но все равно, ребята, напишите!..
Если понравился материал, не забудьте подписаться на "Фан -группу Владимира Высоцкого" по ссылке: https://vk.com/club68159637