Несмотря на превосходство немецкого «Тигра», противостояние Отто Кариуса с Т-34 и ИС показывает, с какими трудностями сталкивались немцы. Т-34 оказал наибольшее влияние на ход Второй мировой войны. Он превосходил любой известный в те времена средний танк по уровню бронезащиты и маневренности.
«В тот день изменилось само понятие ведения боевых действий танковыми войсками, потому что [этот танк] ознаменовал совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса». Если бы мы верили только тому, что показывают в голливудских фильмах, то это наверняка вызвало бы горькое сожаление любого советского или американского командира боевой машины. В конце концов… Разве это миф, что нацисты были лидерами в области разработки бронетанковой техники? Для Вермахта, вооруженных сил Третьего Рейха, реальность была более жестокой. Действительно, до появления Panzerkampfwagen VI Ausf E, более известного как «Тигр I», советские танки считались королями Второй мировой войны. Это подтверждается в приведенной выше цитате лейтенанта Гельмута из 6-й танковой дивизии.
Если союзники считали «Тигра» настоящим «монстром», который на поле боя наводил ужас, то вскоре после начала операции «Барбаросса» немцы испытывали огромный страх перед Т-34. Даже когда на Восточном фронте появился «Панцер VI», у командиров Третьего Рейха был заклятый враг — неизвестные ИС-1 и ИС-2. Вот что в мемуарах написал немецкий танкист Отто Кариус, который уничтожил 150 танков противника: «Танки "Иосиф Сталин" (ИС) превосходили даже наши». Адольфу Гитлеру везло: благодаря советам таких бывалых командиров, как Отто Кариус и Михаэль Виттман, немецкие танки одерживали победу над врагами. Ничуть не умаляя достоинств «Тигра», многие известные командиры немецких танковых дивизий считали лучшей боевой машиной именно «Панцер».
Тревожный сигнал
Для немецких танковых частей начало Второй мировой войны складывалось благоприятно. В этом не может быть никаких сомнений. Подтверждается это и тем, что нацисты раздавили Польшу и Францию всего за месяц. Однако, несмотря на миф о том, что причиной военных успехов фашистов были более тяжелые танки, которые, соответственно, были лучше машин противников, в действительности всё обстояло иначе. В 2018 году в интервью «ABC» историк Джеймс Холланд отметил: «Их превосходили французские и английские машины. Однако "Панцер" был более эффективным, его отличала быстрая маневренность. Благодаря его скорости 15 мая 1940 года немцы разбили в прах Первую французскую бронетанковую дивизию». Он считает, что секрет «маленьких броневиков» заключался в том, что они бросали вызов противнику, который, преследуя их, в итоге попадал в противотанковую ловушку.
Вскоре после того, как Адольф Гитлер напал на СССР 22 июня 1941 года и немецкие танки впервые столкнулись с «советским зверем» Т-34, их недостатки стали очевидны. «Т-34 оказал наибольшее влияние на ход Второй мировой войны. Благодаря революционной разработке он превосходил любой известный в те времена средний танк по уровню основного вооружения и бронезащиты, а также маневренности. Толщина его брони составляла 32 мм. В нем был установлен мощный и экономичный дизельный двигатель, который был менее капризным, чем те, которые работали на бензине. Стенки орудийной башни отливались целиком без применения сварки холоднопрокатной стали», — отмечает военный английский историк Роберт Кершоу в книге «Танкисты».
Воспоминания немецких танкистов подтверждают то, как было тяжело противостоять Т-34 и менее известным КВ в 1941 и 1942 годах. Множество раз «Панцер III», который был меньше и отличался более слабой броней, с трудом отражал их натиск.
«Чтобы иметь хоть какой-то шанс выстоять против Т-34, нам нужно было существенно приблизиться на расстояние около 200 метров, а он мог вывести нас из строя на расстоянии 1 000 метров», — вспоминает Рольф Хертенштейн, служивший в 13-й танковой дивизии. Это мнение разделяет и барон фон Лангерман, подтверждая «абсолютное превосходство русских 26-тонных и 52-тонных танков» над немецкими броневиками. Он также высоко оценивал то, с какого расстояния танковые пушки выстрелом уничтожали противника благодаря «высокой точности и огромной пробивной силе». Не говоря уже об «уникальном дизельном двигателе» и его устойчивости к поломкам.
Кроме того, Т-34 вызывал отчаяние и у немецкой пехоты: «Применять винтовку? Это то же самое, что в него плюнуть. Да тебе никогда не придет в голову идея стрелять, просто нужно неподвижно стоять и молчать как мышь, потому что иначе просто закричишь от страха. Не шевелишь и мизинцем, боишься разозлить его. Потом думаешь, что, может, тебе повезло, он не заметил, похоже, что-то еще привлекло его внимание. А с другой стороны, кажется, что удача тебя покинула, и эта машина приближается, пока ты не перестанешь видеть и слышать в окопе. Вот, что значит, нервы как струны натянуты, уверяю вас».
«Что нам было делать с этими чудовищами, которые против нас направили в огромном количестве?»
В мемуарах «"Тигры" в грязи» сам Отто Кариус, который тогда уже командовал 21-й танковой дивизией, признавал превосходство Т-34: «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34. Изумление было полным». В первые месяцы проведения операции «Барбаросса» его разочарование было настолько велико, что он сам подавал жалобы на действия командования. «Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?» Кроме того, он признавал, что было невозможно, по крайней мере, в те времена, остановить колонну сталинских монстров: «Что нам было делать с этими чудовищами, которые против нас направили в огромном количестве?» По его словам, их охватило «ощущение беззащитности».
Единственное, что спасло немцев, было то, что в начале войны советские танкисты не были хорошо знакомы с новыми танками. В этом случае, как и в Польше и Франции, Третьему рейху вновь помогло неожиданное нападение. «Подготовленность артиллерии была посредственной, бронетанковые подразделения плохо работали, машины не были эффективно подготовлены, были производственные дефекты и отсутствовали запчасти», — отмечает Роберт Кершоу. Кроме того, фашистам помогла поддержка со стороны немецких военно-воздушных сил Люфтваффе, например, пикирующие бомбардировщики «Stuka» были настоящим козырем, так как они могли уничтожить железнодорожные сети и, разумеется, сбрасывать взрывчатку на бронетехнику противника.
В мемуарах Отто Кариус также упомянул советы, которые тогда давал немецким танкистам. Первый: хорошо прицелиться, чтобы «попасть в погон башни Т-34». Если это удавалось, то танк заклинивало и немецкие машины могли без какой-либо опасности окружить советский танк и выстрелить в его корму, которая была защищена менее толстой броней. Подобное происходило часто, хотя иногда чудесным образом удавалось «вывести его из строя», но это случалось крайне редко. В мемуарах с неким сарказмом Отто Кариус вспоминает, что именно немцы виноваты в том, что Сталин принял решение создать этих монстров. «По иронии судьбы перед самой войной русские купили у нас огромный гидравлический пресс, с помощью которого они смогли производить свои Т-34 со столь элегантно закругленными поверхностями».
Еще одна хитрость Отто Кариуса заключалась в том, чтобы заманить Т-34 в противотанковую ловушку. На смену менее эффективной 37-мм Pak пришли 88-мм пушки, которые использовали в качестве зенитного орудия. «Нашим единственным выходом было 88-мм Flak. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового советского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки», — пишет Отто в мемуарах. Так они воевали до тех пор, пока не появились «первые "Панцер IV" с 75-мм длинноствольным орудием и танки "Панцер III" с более толстой броней и 50-мм длинноствольным орудием».
Как отмечает в мемуарах Отто Кариус, когда все способы не срабатывали, оставалось только одно. «Практически потеряв веру в наши машины, мы вновь собирались с духом и готовились к следующей безуспешной атаке».
При этом, разумеется, решающую роль играли офицеры, которые должны были преодолеть уныние, вызванное ежедневными сражениями с врагом, который превосходил и по числу орудий, и, в конечном счете, по количеству людей. Это становится ясно при прочтении мемуаров танкиста 25-ой танковой дивизии Герда Шмюкле. Танковая дивизия: «Однажды утром […] мы увидели перед собой сотни советских танков […]. Они выстроились как будто на парад друг за другом с большей глубиной боевого порядка. У нас это вызвало ужас, настоящий ужас, потому что сейчас наша дивизия была малочисленной, мы потеряли много машин. А теперь вдруг увидели перед собой эту огромную армию».
Орел и решка
Однако незадолго до лета 1942 года ситуация изменилась в пользу немецкой армии. Именно тогда был введен в строй легендарный «Тигр I» — 57-тонный зверь с смертоносным орудием, 88 миллиметровым KwK 36 L/56, который был способен нанести удар по любому вражескому танку на расстоянии 2000 метров. Благодаря этим характеристикам этот танк вызывал ужас союзников. Вот как писал о нем советский танкист Николай Дубровин: «Встреча с "Тигром" вызывала дрожь. Он наводил ужас всем своим видом».
Без тени сомнения Отто Кариус сразу же отметил, что это лучший танк, созданный во время Второй мировой войны, хотя подчеркнул, что его производство было настолько дорогостоящим (миллион рейхсмарок), что были созданы «только несколько батальонов». «Стать командиром такой роты значило взять на себя большую ответственность», — считал Отто.
«Командиры танков, которые задраивают люки в начале атаки и открывают их лишь после того, как цель достигнута, никуда не годятся»
Превосходство «Тигра» оставалось неизменным до появления советских танков ИС, названных в честь Иосифа Сталина. Как объясняет Майкл Грин в книге «Танки союзников Второй мировой войны», производство первой модели этой серии ИС-1 началось в октябре 1943 года. Через несколько месяцев появился ИС-2. «В ноябре 1943 года для вооружения танка была выбрана обновленная 122-мм пушка», — объясняет автор. В мемуарах Отто Кариус подчеркивает, что благодаря бронезащите и огневой мощи он, разумеется, стал соперником «Панцера VI». «ИС, который мы увидели в 1944 году, как минимум, ничем не уступал "Тигру"», — объясняет немецкий танкист. Вскоре после сражения он передумал: «Танки ИС превосходят даже наши».
Для уничтожения этих танков Отто Кариус давал такой совет своим танкистам: «Стреляй первым, а если не можешь этого сделать, по крайней мере, нападай первым». Ему, как и другим немецким танкистам, помогала «безупречная координация действий машин». Как он считал, этого не хватало советским танкам. Отчасти Отто прав, так как танки СССР не связывались друг с другом для организации наступления, оно шло волнами, кроме того, они не имели «системы быстрого и точного прицеливания».
В свою очередь, Отто Кариус всегда советовал своим танкистам управлять транспортным средством с открытым люком, поскольку это позволяло им видеть, как разворачивается битва, и отреагировать на пару крайне важных секунд раньше. Он также считал: «Командиры танков, которые задраивают люки в начале атаки и открывают их лишь после того, как цель достигнута, никуда не годятся». Однако советские танкисты предпочитали не высовываться, дабы не получить пулю в лоб