РУБРИКА «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»
Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого в ВКонтакте:
Однажды, уже в последние годы жизни Иосифа Кобзона, журналист издания «Комсомольская правда», в интервью о Высоцком задал великому певцу вопрос: «Как Вы думаете, как Высоцкий относился к Кобзону?». Иосиф Давыдович ответил: «Мне кажется, хорошо. А у него уже поздно спрашивать.». К большому сожалению, Кобзон не знал о том, что Высоцкий в одном из своих интервью выразил отношение к исполнительскому таланту коллеги.
Владимир Семёнович, который всю жизнь как бы находился в оппозиции к официальной советской эстраде, однажды рассказал, что выделяет для себя четырёх эстрадных исполнителей – Иосифа Кобзона, Александра Градского, Муслима Магомаева и Аллу Пугачёву. Кобзона, причём, назвал, первым, и описал своё отношение к нему так: «Я с большим уважением отношусь к Кобзону, который давно держится на определённом, довольно высоком уровне. Последнее время он особенно много стал работать с хорошими текстами. И он крепок, мне кажется, на сцене как мужчина». Иосиф Давыдович тоже с большим уважением относился к творчеству великого барда. Ему даже принадлежит такая фраза о Высоцком: «Он не был забулдыгой, а когда брал гитару – бал Бог!». Кстати, Иосиф Кобзон в своё время осудил и нашумевший фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», тем самым подчеркнув своё отношению к мэтру: «Я осуждаю фильм позорный о Высоцком, в котором показали только его негативные стороны, что он так тратил свое здоровье на наркотики, на алкоголь. Нельзя этого делать! У меня есть свой образ Высоцкого. И в народе - тоже. Высоцкий был личностью. Творческой. Многогранной...».
Иосиф Кобзон и Владимир Высоцкий – огромные авторитеты в российском музыкальном мире, практически непререкаемые. Иосиф Давыдович долгое время занимал место, не побоюсь этого слова, Отца эстрады, короля. Он – человек – эпоха. Кстати, об Иосифе Кобзоне как одном из непременных символов советской эстрады и телевиденья 1970-х годов можно судить, в том числе, и по строкам Высоцкого. Вот отрывок из сатирической песни поэта «Жертва телевиденья»:
Есть телевизор - подайте трибуну,-
Так проору - разнесется на мили!
Он - не окно, я в окно и не плюну,-
Мне будто дверь в целый мир прорубили.
Все на дому - самый полный обзор:
Отдых в Крыму, ураган и Кобзон…
Кстати, упоминание после такого мощного и непоколебимого природного явления как ураган очень подходит Кобзону. Кажется, что над ним тоже было не властно время, он был настоящим столпом эстрадного мира, без него совершенно невозможно представить российскую музыкальную сцену. Лично мне всегда казалось, что Кобзон не может уйти, умереть. Эстрада без Кобзона?! Да быть такого не может… После смерти Иосифа Давыдовича освободилась огромная ниша на российской эстраде, которую, смотря на нынешний неприглядный и продажный бомонд шоу-бизнеса, думаю, ещё долго некому будет занять.
Владимир Семёнович в свою очередь оказал неизгладимое влияние практически на все стили современной российской музыки – авторскую и бардовскую песню, рок, шансон, рэп, даже на эстраду. Более того он всегда являлся поистине народным русским поэтом, «всенародным Володей». Влияние Высоцкого на русский народ и другие народы постсоветского пространства, в целом на современную российскую культуру огромно, многогранно и всеобъемлюще.
В данном материале я попытаюсь рассказать о том, что связывало двух неподражаемых талантов, настоящих титанов российского музыкального мира.
НЕКУПЛЕННАЯ ПЕСНЯ
Когда речь заходила о знакомстве с Владимиром Высоцким, Иосиф Кобзон частенько рассказывал историю, с которой она началась. Дескать, Высоцкий однажды обратился к знаменитому певцу с просьбой купить у него песню. Автору просто нужны были деньги, он испытывал серьёзные материальные неудобства. Кобзон просто дал ему денег, а песню не взял, ответив так: «Я песни не покупаю. Скоро ты сам будешь петь свои песни». Речь, кстати, шла о знаменитой «Балладе о брошенном корабле». Стоит отметить, что через много лет, уже после смерти автора, песня всё-таки вошла в кобзоновский репертуар.
Иосиф Давыдович исполнял всего три песни Высоцкого – помимо «Брошенного корабля» только «Он не вернулся из боя» и «Сыновья уходят в бой». Мало, но хорошо. Бог любит Троицу, как говорится. Кобзон и сам всегда говорил, что после того как сам Высоцкий неподражаемо исполнил свои песни, перепевать его очень сложно. Не любил, когда Высоцкому подражают и повторяют его, считал, что если уж исполнять песни Владимира Семёновича, только в своей интерпретации, что получается далеко не у каждого…
Кстати, не случайно, что из репертуара Высоцкого Кобзон выбрал именно военные песни. Тема Великой Отечественной войны занимала в творчестве обоих огромное, вряд ли с чем-то сопоставимое, место. Высоцкий и Кобзон были практически ровесниками. Оба – дети войны. А детские впечатления, как известно, самые сильные. Оба в детстве с матерями были эвакуированы на восток страны. Володя Высоцкий – в Оренбургскую область, Йося Кобзон – и вовсе в Узбекистан.
Высоцкий всегда проявлял живой интерес к событиям военного времени, участником которых он сам, конечно, не мог быть. Отец и дядя будущего поэта рассказывали ему немало историй, лёгших потом в основу знаменитых песен. По собственному определению, Владимир Семёнович всю жизнь «довоёвывал» в своей военной лирике. Иосиф Кобзон сам никогда песен не писал, по собственному признанию, даже музыку к песням, был сугубо исполнителем, но, безусловно, тоже, «довоёвывающим». Он исполнил впервые или перепел около сотни песен на военную тему – чего стоят только знаменитейшие «Тёмная ночь», «Поклонимся великим тем годам», «На безымянной высоте», «Майский вальс». Ну и, конечно же песня – символ «День Победы», без которой не обходится в нашей стране ни один праздничный концерт в честь 9 мая. Мимо талантливейших военных песен Высоцкого Иосиф Давыдович, видимо, просто не мог пройти.
Стоит также отметить, что в репертуаре обоих исполнителей было гигантское количество песен. У Кобзона - более тысячи, у Высоцкого – только своих около 600, плюс около 200 чужих песен. Высоцкий был сам грандиозным поэтом, Кобзон любил работать с самыми лучшими поэтами своего времени – Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Андреем Дементьевым, Александром Дольским, Михаилом Таничем и многими, многими другими. Кстати, манеру певца даже характеризовали с «поэтическим уклоном», так сказать - сочетание техники бельканто с непринуждённостью, вниманием к слову, к поэтической интонации.
Кобзон не раз говорил в интервью, что ему важно беседовать со своим слушателем, разговаривать поэтическим языком песни. Наверно, Иосифа Давыдовича в некотором роде можно назвать "поэтом" в исполнении песен. Для Кобзона содержание произведения было превыше всего, и это, безусловно, роднит его с Высоцким. К тому же, Высоцкий тоже любил именно беседовать со своим зрителем, разговаривать, делиться своими переживаниями, как с добрыми друзьями. Он то, по собственному признанию, начинал писать для очень близкого тесного круга своих друзей, которым исполнял песни на маленьких квартирничках. И в этом добром отношении и уважении к своему зрителю, думается, очень немалая толика успеха обоих мастеров.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)