Психология, хотя и описывает себя как наука о поведении, до сих пор не пришла к какому-либо консенсусу в вопросе о том, что означает понятие "поведение". В его формулировках Анжье концептуально не сформулировал точное значение термина, который явно лежит в основе (его) дисциплины.
Обзор 26 психологических словарей (как стандартных, так и онлайн) и глоссариев учебников этого автора показал, что только в семи из них вообще предлагаются определения "поведения", отражающие широко распространенную в данной области тенденцию полностью игнорировать этот вопрос.
Из тех источников, которые включали определения термина, наиболее распространенная формулировка характеризуется следующим: поведение - любое видимое открытое движение организма, как правило, подразумевающее вербальное поведение, а также физические движение. Согласно этому определению, поведение - это по существу наблюдаемая физическая активность: голубь пихает диск, женщина передает "привет", ученик поднимает руку и так далее.
Что это за эмпирическое явление, которое носит название "поведение"? И что с того - какая разница, что мы не имеем научно адекватной консенсусной формулировки этого термина, и какую разницу нам удастся достичь и коллективно принять его?
Что такое поведение?
Как в описательной психологии (ОП) решается этот вопрос, касающийся одного из самых фундаментальных понятий психологии - "поведения"? Вначале следует отметить, что любое поведение можно охарактеризовать как попытку индивида изменить существующее положение дел - либо перейти от одного положения дел к другому, либо сохранить существующее.
Джилл расчесывает волосы, едет на работу, читает книгу, снова играет свою любимую песню и подсчитывает, сколько бутылок вина ей понадобится для предстоящей вечеринки. Во всех этих поступках, независимо от того, связаны они с явными физическими движениями или нет, она пытается привести к некоторому положению дел - изменить свои неопрятные волосы в более презентабельное состояние, продолжить наслаждение песней, перейти от неясности к ясности в отношении количества бутылок вина, которое она должна приобрести, и так далее.
Обсуждение
Произвольно или от случая к случаю?
Приведенный анализ может показаться произвольным или разовым и, соответственно, вызвать сомнения относительно необходимости одного или нескольких из этих параметров. Однако в качестве мыслительного эксперимента полезно рассмотреть следующую картину того, какие результаты можно получить, если попытаться исключить любой из этих параметров из формулировки поведения (т.е. отрицать, что это является необходимым аспектом поведения): "Петр двигал ладью", но никто не двигал ладью.
Никаких различий между ладью и другими шахматными фигурами, положением доски Х по отношению к другим позициям доски и т.д. не проводилось. Питер не искал нового положения вещей, его личная дееспособность не проявилась в действии. Не происходило никаких физических процессов. В силу имевшего место поведения ничего не изменилось. не было выражено личных характеристик Питера. Или, наконец, его поведение физического перемещения резного оникса с одной площади на другую не имело значения вне конкретного места перемещения объекта.
Преимущества по сравнению с представлением о поведении как наблюдаемом движении
Нынешняя формулировка поведения резко контрастирует с наиболее распространенным представлением о поведении как наблюдаемом явном движении организма и имеет много преимуществ по сравнению с ним.
А как же поведение животных?
Представленный анализ поведения был представлен в той мере, в какой он относится к человеческому поведению. А как же поведение животных? При осмотре можно увидеть, что параметры поведения - дискриминация, желания, ноу-хау, показатели, достижения, знания и т.д. - легко применимы к поведению животных.
Одним из аспектов поведения голубя при прилипания диска является то, что он отличает диск от других стимулов. Один из аспектов того, что шимпанзе достигает палкой банана в дереве, заключается в том, что он пытается получить банан. Один из аспектов притягивания мяча собакой заключается в том, что она участвует в открытых физических упражнениях. Особенностью положения циркового слона на задних ногах является то, что он тренирует приобретенные навыки.
Получила ли формулировка поведения эмпирическую поддержку?
Когда я представил коллегам параметрический анализ поведения, часто возникает вопрос, имеет ли за ним какое-либо эмпирическое обоснование формулировка поведения? Отвечая на этот вопрос, я хотел бы напомнить. Понятия не являются теориями. В отличие от теорий, они не соответствуют действительности. Например, понятия "позвоночные", "сила" и "адаптация" не соответствуют действительности (или "поддаются проверке") или ложны (или "фальсифицированы").
Если преподаватель биологии утверждает, что "позвоночный - это существо, обладающее позвоночником или позвоночником", или если преподаватель физики утверждает, что "сила - это "любое влияние, которое вызывает ускорение организма", мы бы не спрашивали, было ли эмпирическое обоснование таких утверждений. Не более чем эксперимент, чтобы эмпирически определить, ускоряют ли силы тела, чем эмпирически определить, есть ли у бакалавров жены.
Некоторые отношения с предыдущими авторами
Ряд предыдущих авторов использовали понятия, сходные или идентичные тем, которые включены в параметрический анализ поведения. Хотя все эти авторы были в первую очередь заинтересованы в эмпирическом установлении того, как люди объясняют поведение, на этом пути у каждого было, что сказать концептуально о самом поведении. Например, Хайдер в своем "наивном анализе действия" описывает "основные составляющие" "последовательности действий" как поддающиеся анализу компоненты того, что человек пытается что-то сделать, намеревается что-то сделать и имеет способность что-то делать.
В данном анализе, с нынешней точки зрения, "пытаясь что-то сделать" и "намереваясь что-то сделать" представляют собой разные способы говорить о параметре Want, а имея возможность что-то сделать соответствует параметрическому элементу Ability в более инклюзивном параметре Personal Characteristics.
В другом месте Хайдер обсуждает понятие "предрасположенность". Однако, хотя он использует тот же лосьон, что и в параметрическом анализе поведения, его использование этого термина как относительно стабильная связь между человеком и окружающей средой несовместимо с нынешним пониманием, которое заключается в устойчивой личной тенденции вести себя определенным образом (например, стыдливо или агрессивно).