Европейский сериал как таковой сильно отличается от американского (хотя главный герой - Папа - американец). На ум сразу приходит сравнение с "Карточным домиком" - там тоже борьба за власть и за её сохранение, основанная на чисто американских "приколах" - типа "завали ближнего своего, не то он завалит тебя". Здесь всё по-другому. Вековая культура накладывает свой отпечаток даже на интриги вокруг Папы - и сильно отличается от разборок в Ватикане в третьей части "Крестного отца" американца Копполы. Здесь Кардиналы ещё верят в дыхание Святого Духа и способны поражаться чудесам нового Святого Отца. Иной раз они и хотели бы исправить ошибку выбора, но спорить с Богом всё-таки не решаются.
А молодой Папа тем временем пытается делать революцию: встряхнуть обветшалое государство. Он борется с абортами, геями и коммерциализацией папства. Он пытается опровергнуть образ лубочного Папы с фарфоровых тарелок, применяя концепцию мягкой силы и ассиметричных ответов))) даже на заставке подмигивает со знакомым нам выражением лица)
Но всё это не самое главное. Впервые за долгие годы нам решили по-взрослому рассказать о молитве. Мир меняется, меняется язык, и говорить с Богом нужно по-новому. Молодой Папа умеет молиться дерзновенно. Он не просит, он требует. Сила его молитвы действительно творит чудеса. В 14 лет он поднял с одра смертельно больную маму своего друга. Сейчас, на наших глазах он исцелил бесплодную женщину и устранил мать-основательницу Деревень добра, которая была вовсе не добра. Чудом я считаю перемену во взглядах на него кардиналов: хотели им управлять, а теперь с радостью подчиняются власти. Чудесные перемены происходят с людьми, которые с Папой близки. И вот уже практически все уверены, что он по-настоящему Святой. Это именно то, чего все хотят видеть в Папе. Это именно то, что любому христианину хотелось бы увидеть при жизни. В этом смысле сериал ложится и на православную почву. Вспоминается итальянский же фильм "Я предпочитаю рай", который произвёл столь же сильное впечатление глубиной христианской идеи.
Папа не боится потерять паству и стать непопулярным, остаться в окружении самых верных, как во времена первых Апостолов. Это может привести к конфликту со всем больным и убогим нашим миром, но это не пугает Святого отца. Он готов отдать людям всё своё сердце, всю любовь. Он готов к жертве. Прямо первоапостольский пастырь. Он возвращает нас во времена начала христианства. И любовь становится главным мотивом его поступков.
Очень важно, что пространство фильма наполнено картинами великих мастеров, прекрасной музыкой, совершенной архитектурой. Картинка завораживает и усиливает эффект многократно: всё пронизано дыханием Вечности в этом Вечном городе. Даже смерть здесь воспринимается достаточно отрешённо.
Конечно, Папа неидеален. Многие из его высказываний неоднозначны и могут быть восприняты православными в штыки в силу того, что католичество всегда было жупелом в рамках московской традиции. Но при всей своей революционности Папа обладает обаянием свежего взгляда на мир, либо забытого с детства восприятия действительности как непрекращающегося чуда.
Кажется, что вся многовековая культура поддерживает устремления героя. Желание обрести Христа, борьба за веру - вот главное, что передаётся зрителю, особенно в финальной сцене: видение Христа в облаках как особый знак нового начала.
П.С. Очень важный момент я вчера не затронула. От Соррентино ожидали картину о религии и Боге, но он создал картину современного мира. Несмотря на то, что всё действие крутится вокруг Папы, это не святой мир, не идеальный, а греховный и человеческий. Я написала выше, что самое главное в картине - разговор о молитве. И для меня это так. Но другие люди увидят здесь многое другое: власть, политика, семья, родители, дети.
Отношения с родителями - тоже центральная тема. Папа сирота. У него не было отца. И сам он отцом стать не может. Как это принять? Какое место в жизни взрослого мужчины занимает мать? И можно ли считать папу взрослым в начале сериала? Или он вырастает на наших глазах - взрослеет, становится мужчиной? Это ли не тема?
В общем, хочу добавить вот что: сериал этот не для верующих и о верующих исключительно, но вообще для всех людей.
Мы говорили с дочерьюоб этом. И она хорошее сравнение привела. Помните фильм "Андрей Рублёв" Тарковского? Это был фильм не о святом иконописце, а о человеке, который подвержен ошибкам и страстям. Вот поэтому фильм получился и о вере. То же и здесь. Фильм о Папе - это фильм о человеке со всевозможными рефлексиями и слабостями. Именно это интересно смотреть.