Найти тему

Автожир. Он вам не вертолёт!

Всем привет! С вами на связи пилот гражданской авиации, и сегодня мы поговорим об автожирах.

Видали ли вы когда-нибудь маленький вертолётик с винтом как у Карлсона на спине?

Великий и могучий АВТОЖИР!
Великий и могучий АВТОЖИР!

Если нет, то приятно познакомиться, а если да, то давайте я представлю вас ещё раз).

Дело в том, что автожир ( он же гироплан) - это совсем не вертолёт. Двигатель крутит винт сзади, а верхний "винтище" является винтом свободного вращения, т.е. находится в авторотации.

Более того, у автожира куда больше общего с самолётом, чем с вертолетом.

Лопасть свободного вращения имеет постоянный положительный угол атаки как у крыла самолёта и направлена против потока воздуха.

Иллюстрация автожира ВВС красной армии.
Иллюстрация автожира ВВС красной армии.

А вот у вертолета система совсем другая. Там винт и поворачиваться умеет и шаг свой изменяет. Другими словами, вертолёт маневрирует за счёт винта, а автожир - нет.

С другой стороны, автожиру перепала удивительная возможность доступная только вертолетному собрату - вертикальная посадка. За счёт авторотируещего винта данный аппарат не зависит от воздушной скорости и не может "свалиться". Более того автожиру доступны "развороты на месте".

Посадка автожира.
Посадка автожира.

В случае отказа двигателя, винт будет вращаться как и при штатной работе. Это делает данный аппарат королем безопасности!

Однако, раньше это было не так, ибо ротор не оснащался аппаратом перекоса и гироплан был просто не управляем (только малоэффективные аэродинамические поверхности)! Такая посадка считалась нештатной и крайне экстремальной.

Аварийная посадка.
Аварийная посадка.

А на сегодня все!

Летайте быстро дешего и безопасно. Подписывайтесь на канал, чтобы не упустить ещё больше авиационного контента. До новых встреч!