Найти тему
КиноЮлия

Акушерки, роддома и порядки в Англии

"Call the midwife!" очень советую смотреть - это сериал по книге, и книга жестче. Сериал же добрый и по-настоящему женский. Не потому что про роды, а потому что все крутится вокруг женщин.

Сначала про Диккенсовщину. Нет, я не про сериал (пока его не смотрела, хотя знаю, что он есть), т.е про сериал, но про "Зовите повитуху" - так перевели название у нас.

-2

Итак, жизнь акушерок - это такой срез английской жизни вообще. Наблюдать крайне интересно. Особенно за тем, как они относятся к уходящим в прошлое явлениям, например, к нищим. По-моему, интерес не ослабевает со времён Диккенса. В первых сезонах нам показали эпизоды со старичками, которые ещё в работных домах успели пожить. Там вообще жесть. Старушка со светлыми глазами, не сумевшая сохранить жизнь ни одному из детей - их просто отнимали у матери и оставляли умирать. А потом и мать выбросили на улицу, когда она не смогла больше работать. Или такой эпизод: два старичка - брат выкупил сестру из работного дома и создал безопасный маленький мирок, который с его смертью рушится на наших глазах. И что остаётся сестре? Она принимает яд и ложится рядом с умершим братом на их двуспальную кровать... И как ведут себя монахини? Осуждают инцест и самоубийство? Нет, находят в себе силы понять что-то такое, не оправдывающее, а позволяющее ни на минуту не осудить.

-3

Ещё цыгане. Казалось бы, нищие, воры и бродяги. А это тоже особый мир со своим кодексом чести и особым счастьем непрерывного движения, открывающегося горизонта, бесконечной дороги. Кадры с погребальным костром и прощальной песней впечатляют, конечно. И две роженицы: 15-летняя племянница и 50-летняя её тётушка с младенцами на руках. Это и речных цыган касается. Эпизод про жителей плавучего дома-баржи. Вот они живут в постоянной нужде и недостатке, дети не умеют читать и писать, но зато безошибочно знают, где и как искать помощь. И никакие новые платья не изменят эту суть: они вместе, они счастливы, и этим сильны.

Или многодетная бедная семья из первых сезонов, где мать чуть не погибает от аборта, а отец из последних сил пытается вытянуть всё это хозяйство. В шестом сезоне такой ужасающей нищеты уже не показывают, но делают упор на то, что в большом семействе трудно следить за здоровьем, ухаживать за зубами. И - вырывают у пациентки на сносях просто все зубы напрочь, чтобы вставить искусственные.

И вот эта мысль очень важна, по-моему: как бы бедно ни жила семья, она даёт детям всё необходимое для жизни. Любой приют - хуже.

К четвёртому сезону время уже другое, люди стали жить лучше, нет уже той вопиющей бедности и неустроенности, что в первых двух сезонах, которые рассказывают про послевоенный Ист-энд. И всё равно женщинам живётся трудно, всё равно умирают дети и роженицы.

Но что больше всего меня впечатлило, так это серия о возникновении роддомов и порядках в них. Оказывается, роддома в Англии по сути не отличались от советских. Те же "замороженные" медсёстры и ледяные акушерки, та же буква порядка, которая "отключает" в женщине-функционере всё человеческое. Роды действительно поставлены на поток, и на этой фабрике никто ни за что в целом не отвечает, каждый выполняет свою функцию, свою "деталь". В результате женщина действительно не чувствует себя в безопасности!


Верное слово найдено: "небезопасность". Да, каждый раз это страшный по своей непредсказуемости квест. Ты до последнего не знаешь, чем всё закончится. Даже если ты рожаешь не впервые. Я реально преодолевала в себе сильнейший страх не перед родами, а перед роддомом. Особенно когда до меня дошло, что даже платные роды не гарантируют тебе ни-че-го: ни тёплого отношения, ни участия, ни спокойствия и радости.
Я никогда не была сторонницей домашних родов и прочего экстрима, я прекрасно знаю, что такое тяжёлые роды. Я в курсе, что в больнице больше возможностей спасти и мать, и ребёнка. Но как же хочется, чтобы в этот самый страшный и тяжёлый момент твоей жизни рядом находился тот, кто тебя любит и кому не всё равно. Поэтому я двумя руками за роды "партнёрские", т.е. с мужем.
Кстати, в Англии тех лет мужей тоже не пускали в комнату, где жена рожает. Он сидел в соседней и ждал. Целая дискуссия разразилась в Нонатос по поводу разрешения одному из мужей присутствовать.

И - шестой сезон))) Конечно, там уже всё далеко отошло от книги, даже интервью с автором сценария сериала посмотрела. Она просто оттолкнулась от мемуаров, а потом дала волю своему воображению и законам жанра.
Начиная с 4 сезона очень неровно дело идёт: некоторые моменты явно надуманные и призванные "выжать слезу". Но есть несколько серий очень хороших. Не могу советовать всем обязательно это видеть. Теперь я смотрю не столько из любви к героям, сколько из исследовательского интереса. Там речь идёт о 61-2-х годах и очень точно показаны перемены в сознании людей.

Например, в 60-м году парня-гея судили в Английском суде как извращенца, а буквально через два года пара лесбиянок вызывает сочувствие. Или вот отношение к детям с синдромом Дауна. В третьем сезоне любящую пару таких молодых людей просто разлучили без сантиментов, а в шестом сезоне парню находят место в специализированном поселении, где такие люди живут и работают на свежем воздухе под присмотром врачей и персонала. А пара карликов удачно рожает ребёнка нормального роста и все им помогают.

В общем, всё как-то движется к тому, что никакие отклонения от нормы не смущают и не становятся преградой к нормальному человеческому отношению. Никакие вообще. В том числе психиатрические. Если в первых сезонах помещение женщины в сумасшедший дом считалось позором и ужасом, то сейчас к этому учреждению другой запрос: лечат ли? и достаточно ли хорошо лечат? Упор не на "стыд-позор", а на человечность методов. Нужна ли электро-шоковая терапия? всем ли нужно через это проходить?

И ещё, конечно, порадовала серия, где им присылают новую начальницу-монахиню, которая пытается "закручивать гайки" ровно как сейчас рассказывают про наши монастыри. Но англичане быстро её "раскусили" и обезвредили)

Порадовала серия о борьбе с курением. Там мальчик - сын доктора применяет к папе приёмчики Фрейда, т.е. манипулирует, чтобы папа отказался от курения. А потом советует папе провести нечто подобное с его пациентом, чтобы подвигнуть его к лечению радиотерапией.

И, конечно, убила просто серия про то, как бедной женщине удалили все(!) зубы прямо перед родами, а потом вставили новую блестящую голливудскую челюсть. Жесть.

Ну и серия про Кубинский ракетный кризис.

Я не думала, что так остро его переживали на западе, люди всю ночь не спали, молились, красили окна специально, чтобы экранировать ядерный удар(!) - все ждали ответа русских "медведей" на речи Кеннеди. Интересно, что образ Советов везде, где встречается в сериале - резко негативный. Самый страшный насильник, который испортил жизнь моей любимой героини монашке Мэри-Синтии, конечно же, советский матрос. Всё, что исходит Оттуда - зло. Когда семья врача обсуждает непростую ситуацию на Кубе, вся надежда на Кеннеди, у которого тоже есть дети, а потому он должен быть разумным. Но разве его действия так уж разумны?! Никто не подвергает ни капли сомнения, что К. вправе требовать от Советов убрать ракеты с Кубы в одностороннем порядке и шантажировать мир бомбёжкой Кубы.

Эх, двойные стандарты форева. А что мы хотим? Именно поэтому мир не признаёт референдум в Крыму, а вот революцию гидности - признаёт. Хотя я до сих не понимаю, почему свержение президента - это законное деяние, а желание населения уйти из-под юрисдикции революционного правительства - противоправные действия. Не любят нас на западе, похоже. Не понимают и боятся. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Про героев. Очень нравится образ Триси. Она вроде блондинка, досточно сильно занятая внешностью и фигурой, но в то же время - самая лучшая акушерка. Даже проводит кесарево, когда обстоятельства вынуждают. Вообще очень люблю акушерок и думаю, что хорошая акушерка может всё.

-7