Найти тему

Налоговая задает вопросы о ваших контрагентах? Как избежать рисков, связанных с партнерами.

Оглавление

Иногда компанию поджидают риски даже от уже проверенных "тылов". Фото: pexels.com
Иногда компанию поджидают риски даже от уже проверенных "тылов". Фото: pexels.com

По статистике каждая двадцатая сделка оборачивается убытками, срывом поставок или сроков. И чаще всего это происходит по вине недобросовестных контрагентов. Основные риски, которые может получить компания при работе с другими организациями: финансовые, юридические, репутационные и налоговые.

И если первые три влияют в основном на прибыль компании, то вопросы от налоговой могут добавить куда больше проблем, кроме финансовых потерь.

"Черная метка" от налоговой

Представьте, налоговая внесла вашего контрагента в список «подозреваемых». Причины могут быть разные и не важно, что вы не совершали никаких "преступных" действий или сговоров с организацией. И для налоговой все-равно, будет контрагент давно проверенной организацией, или новым юрлицом в вашей базе. ФНС может передать привет и вам лично в виде:

  • доначислений налогов и пеней
  • камеральных проверок
  • истребований
  • отказе в вычете НДС
  • отказе в возмещении НДС

Самое правильное - перестраховаться. В данной ситуации - просто перепроверять контрагента, на всякий случай. Ведь для налоговой есть еще и понятие "должная осмотрительность".

Должная осмотрительность означает, что компания должна тщательно подходить к проверке и выборе контрагентов: определять возможные риски, проводить проверку данных и даже самого факта существования организации.

Еще внимание налоговой чревато в обвинении в необоснованной налоговой выгоде (п.10 постановление №53), т.е. вы не сможете рассчитывать на снижение налога к уплате (за счет уменьшения налоговой базы), не получится применить налоговый вычет или любые другие возмещения и льготы.

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

Как вы самостоятельно можете проверить контрагента на риски:

1. Зайти на сайт налоговой и получить выписку ЕГРЮЛ по вашему контрагенту.

Форма запроса ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте налоговой
Форма запроса ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте налоговой

Необходимо проверить все данные которые представлены в выписке у налоговой. А именно:

  • Адрес
  • Сведения о регистрации
  • Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица
  • Сведения об уставном капитале

При их расхождении с учредительными документами, которые вам предоставляет контрагент или при расхождении реквизитов стоит задуматься – всё ли в порядке?

2. Узнайте есть ли у контрагента задолженности перед гос. органами, есть ли заблокированные счета

3. Обратите внимание на судебную активность: есть ли разбирательства с налоговой

Тут удобнее всего обратиться к специализированным сервисам. Например, сервис СБИС, который собирает все данные о компании из налоговой, Росстата, ЦБ, судов и т.д.

Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях

Реальные финансовые риски и фирмы-однодневки

Можно по-настоящему стать банкротом, при заключении контрактов с контрагентами с низкой рентабельностью. Например, компания не может расплатиться с долгами и втянула за собой в кабалу банкротства и своего партнёра. Тут нужно комплексно оценивать, как компания-партнёр ведёт себя на рынке.

И все слышали про фирмы-«однодневки», созданные для воплощения мошеннических схем как на постоянной основе так и для какой-либо конкретной сделки.

Есть две основных схемы работы фирм-однодневок и все они осуществляются через банкротство: это вывод активов со счетов предприятия и создание фиктивной задолженности.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По первой схеме это выглядит так: вы заключаете с «партнёром» контракт на поставку товара/работы/услуги. Поставка осуществлена, деньги вам не поступают. Вы обращаетесь с претензией в суд, тратите деньги на составление искового заявление, работы юриста и ваше представительство в суде. А в ходе слушаний выясняется, что компания уже проходит процедуру банкротства. И из имущества остался уставный капитал да старый компьютер в съёмном офисе (в котором зарегистрировано еще несколько юрлиц), а всю прибыль с вашей поставки уже давно вывели неизвестно куда. В лучшем случае вам отсудят уставный капитал компании. В худшем - этот уставный капитал вы разделите еще со множеством таких же "кинутых" компаний.

Во второй схеме компания набирает фиктивные долги, несопоставимые с вашим контрактом (например, заключает с вами контракт на 5 миллионов, а с другой компанией на 30 млн). Далее начинается процедура банкротства, и сумма распроданного имущества распределяется в соответствии с долгами компании. В итоге все деньги переводятся на счета компаний, которые заключили контракт на большую сумму (разумеется они участвуют в схеме), а потом уже вам. Какие это будут копейки - остается только гадать.

Как этого избежать реальных подстав от партнеров?

  1. Отслеживать аффилированные лица.
  2. Обратить внимание на дату основания организации.
  3. Объём уставного капитала (если он минимальный это не критично, но большой уставный капитал будет существенным плюсом в сотрудничестве).
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях

Не всегда компания начинает процедуру банкротства в мошеннических целях. Возможно у неё действительно начались трудные времена и это единственный выход. Но предугадать это реально, просто обратите внимание на: снижение прибыли, низкую рентабельность продаж и имущества, низкую оценочную стоимость компании.

Не поленитесь провести бизнес-аналитику партнера и хорошо подумать – а стоит ли рисковать?

Проверить уставный капитала, даты основания можно также вручную на сайте налоговой. А вот получить серьезную аналитику рентабельности компании можно через сервис СБИС.

Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях

Не много ли вы не себя берете? Риски, связанные с репутацией

Как проверить проверить контрагента на репутационные риски? Самое простое - узнать, как к ней относятся её клиенты, например, найдите отзывы об этой компании. Не стесняйтесь запрашивать отзывы клиентов - совершенно нормально связаться с компанией, которая уже работала с потенциальным партнером. Это все-равно, что позвонить бывшему работодателю соискателя при найме на работу.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Сотрудничая с компанией, с плохой репутацией у ваших клиентов могут возникнуть вопросы – а порядочные ли вы сами? А это уже и потеря прибыли и лишние маркетинговые затраты на поиск и привлечение клиентов.

Юридические риски - что из себя представляют?

Например вы – фирма-посредник и заключили контракт на охрану объекта с заказчиком и соответственно с поставщиком. Проходит некоторое время, и услуга по охране неожиданно приостанавливается. Заказчик в недоумении обращается к вам. Вы как посредник обращаетесь к охранной фирме – почему услуга приостановлена? А оказывается, что лицензия на право ведения охранной деятельности истекла. В итоге вы теряете деньги (выплата неустойки), ухудшаете свою репутацию, и повышается налоговая нагрузка на компанию. В этом случае вас могут привлечь к административной ответственности за предоставление ложных сведений (статья 19.8.1 КоАП).

Тоже самое может возникнуть и в любой другой сфере. Например, в сфере перевозок, где вы так же выступаете посредником. Только суммы здесь намного крупнее. Чтобы подобного не возникло нужно знать:

  1. Как давно компания работает на рынке.
  2. Какая у неё репутация.
  3. Сколько судебных дел и на какую сумму было за время деятельности компании.
  4. Проверить действующие и недействующие лицензий.
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях

Кстати, проверяя реальность и актуальность лицензий, придется найти все сайты организацией, которые эти лицензии выдают. Либо писать письменные запросы. Удобнее всего будет воспользоваться сервисом СБИС, где отображены все лицензии как действующие, так и нет.

Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях
Пример проверки реальной организации в сервисе СБИС: Все о компаниях

Проверка контрагентов - это уже не прерогатива компаний с собственным штатом юристов. Это вынужденная повседневная реалия всех организаций любых масштабов. И лучше подойти к этому вопросу не для "галочки", учитывая массу сервисов, которые облегчают эту задачу.

Один из самых популярных - сервис СБИС Все о компаниях и владельцах. В одной программе - реквизиты, владельцы, финансовое состояние, стоимость бизнеса и другие самые актуальные сведения о всех компаниях в России.

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию СБИС и получите бесплатный тестовый доступ к проверкам контрагентов!