По статистике каждая двадцатая сделка оборачивается убытками, срывом поставок или сроков. И чаще всего это происходит по вине недобросовестных контрагентов. Основные риски, которые может получить компания при работе с другими организациями: финансовые, юридические, репутационные и налоговые.
И если первые три влияют в основном на прибыль компании, то вопросы от налоговой могут добавить куда больше проблем, кроме финансовых потерь.
"Черная метка" от налоговой
Представьте, налоговая внесла вашего контрагента в список «подозреваемых». Причины могут быть разные и не важно, что вы не совершали никаких "преступных" действий или сговоров с организацией. И для налоговой все-равно, будет контрагент давно проверенной организацией, или новым юрлицом в вашей базе. ФНС может передать привет и вам лично в виде:
- доначислений налогов и пеней
- камеральных проверок
- истребований
- отказе в вычете НДС
- отказе в возмещении НДС
Самое правильное - перестраховаться. В данной ситуации - просто перепроверять контрагента, на всякий случай. Ведь для налоговой есть еще и понятие "должная осмотрительность".
Должная осмотрительность означает, что компания должна тщательно подходить к проверке и выборе контрагентов: определять возможные риски, проводить проверку данных и даже самого факта существования организации.
Еще внимание налоговой чревато в обвинении в необоснованной налоговой выгоде (п.10 постановление №53), т.е. вы не сможете рассчитывать на снижение налога к уплате (за счет уменьшения налоговой базы), не получится применить налоговый вычет или любые другие возмещения и льготы.
«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».
Как вы самостоятельно можете проверить контрагента на риски:
1. Зайти на сайт налоговой и получить выписку ЕГРЮЛ по вашему контрагенту.
Необходимо проверить все данные которые представлены в выписке у налоговой. А именно:
- Адрес
- Сведения о регистрации
- Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица
- Сведения об уставном капитале
При их расхождении с учредительными документами, которые вам предоставляет контрагент или при расхождении реквизитов стоит задуматься – всё ли в порядке?
2. Узнайте есть ли у контрагента задолженности перед гос. органами, есть ли заблокированные счета
3. Обратите внимание на судебную активность: есть ли разбирательства с налоговой
Тут удобнее всего обратиться к специализированным сервисам. Например, сервис СБИС, который собирает все данные о компании из налоговой, Росстата, ЦБ, судов и т.д.
Реальные финансовые риски и фирмы-однодневки
Можно по-настоящему стать банкротом, при заключении контрактов с контрагентами с низкой рентабельностью. Например, компания не может расплатиться с долгами и втянула за собой в кабалу банкротства и своего партнёра. Тут нужно комплексно оценивать, как компания-партнёр ведёт себя на рынке.
И все слышали про фирмы-«однодневки», созданные для воплощения мошеннических схем как на постоянной основе так и для какой-либо конкретной сделки.
Есть две основных схемы работы фирм-однодневок и все они осуществляются через банкротство: это вывод активов со счетов предприятия и создание фиктивной задолженности.
По первой схеме это выглядит так: вы заключаете с «партнёром» контракт на поставку товара/работы/услуги. Поставка осуществлена, деньги вам не поступают. Вы обращаетесь с претензией в суд, тратите деньги на составление искового заявление, работы юриста и ваше представительство в суде. А в ходе слушаний выясняется, что компания уже проходит процедуру банкротства. И из имущества остался уставный капитал да старый компьютер в съёмном офисе (в котором зарегистрировано еще несколько юрлиц), а всю прибыль с вашей поставки уже давно вывели неизвестно куда. В лучшем случае вам отсудят уставный капитал компании. В худшем - этот уставный капитал вы разделите еще со множеством таких же "кинутых" компаний.
Во второй схеме компания набирает фиктивные долги, несопоставимые с вашим контрактом (например, заключает с вами контракт на 5 миллионов, а с другой компанией на 30 млн). Далее начинается процедура банкротства, и сумма распроданного имущества распределяется в соответствии с долгами компании. В итоге все деньги переводятся на счета компаний, которые заключили контракт на большую сумму (разумеется они участвуют в схеме), а потом уже вам. Какие это будут копейки - остается только гадать.
Как этого избежать реальных подстав от партнеров?
- Отслеживать аффилированные лица.
- Обратить внимание на дату основания организации.
- Объём уставного капитала (если он минимальный это не критично, но большой уставный капитал будет существенным плюсом в сотрудничестве).
Не всегда компания начинает процедуру банкротства в мошеннических целях. Возможно у неё действительно начались трудные времена и это единственный выход. Но предугадать это реально, просто обратите внимание на: снижение прибыли, низкую рентабельность продаж и имущества, низкую оценочную стоимость компании.
Не поленитесь провести бизнес-аналитику партнера и хорошо подумать – а стоит ли рисковать?
Проверить уставный капитала, даты основания можно также вручную на сайте налоговой. А вот получить серьезную аналитику рентабельности компании можно через сервис СБИС.
Не много ли вы не себя берете? Риски, связанные с репутацией
Как проверить проверить контрагента на репутационные риски? Самое простое - узнать, как к ней относятся её клиенты, например, найдите отзывы об этой компании. Не стесняйтесь запрашивать отзывы клиентов - совершенно нормально связаться с компанией, которая уже работала с потенциальным партнером. Это все-равно, что позвонить бывшему работодателю соискателя при найме на работу.
Сотрудничая с компанией, с плохой репутацией у ваших клиентов могут возникнуть вопросы – а порядочные ли вы сами? А это уже и потеря прибыли и лишние маркетинговые затраты на поиск и привлечение клиентов.
Юридические риски - что из себя представляют?
Например вы – фирма-посредник и заключили контракт на охрану объекта с заказчиком и соответственно с поставщиком. Проходит некоторое время, и услуга по охране неожиданно приостанавливается. Заказчик в недоумении обращается к вам. Вы как посредник обращаетесь к охранной фирме – почему услуга приостановлена? А оказывается, что лицензия на право ведения охранной деятельности истекла. В итоге вы теряете деньги (выплата неустойки), ухудшаете свою репутацию, и повышается налоговая нагрузка на компанию. В этом случае вас могут привлечь к административной ответственности за предоставление ложных сведений (статья 19.8.1 КоАП).
Тоже самое может возникнуть и в любой другой сфере. Например, в сфере перевозок, где вы так же выступаете посредником. Только суммы здесь намного крупнее. Чтобы подобного не возникло нужно знать:
- Как давно компания работает на рынке.
- Какая у неё репутация.
- Сколько судебных дел и на какую сумму было за время деятельности компании.
- Проверить действующие и недействующие лицензий.
Кстати, проверяя реальность и актуальность лицензий, придется найти все сайты организацией, которые эти лицензии выдают. Либо писать письменные запросы. Удобнее всего будет воспользоваться сервисом СБИС, где отображены все лицензии как действующие, так и нет.
Проверка контрагентов - это уже не прерогатива компаний с собственным штатом юристов. Это вынужденная повседневная реалия всех организаций любых масштабов. И лучше подойти к этому вопросу не для "галочки", учитывая массу сервисов, которые облегчают эту задачу.
Один из самых популярных - сервис СБИС Все о компаниях и владельцах. В одной программе - реквизиты, владельцы, финансовое состояние, стоимость бизнеса и другие самые актуальные сведения о всех компаниях в России.
Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию СБИС и получите бесплатный тестовый доступ к проверкам контрагентов!