Найти в Дзене
Первоклашки

Как обеспечить желание учиться? Подробнее о мотивации первоклассников и дошколят.

Оглавление

Как гласит известная пословица, «можно подвести коня к воде, но невозможно заставить его пить».

В плане образования можно обеспечить ребёнку какие угодно условия- качественные игрушки, отличную школу, развивающую домашнюю атмосферу, но вы не сможете заставить ребёнка стремиться к успеху.

Чтобы ребёнок старался, вы должны побуждать его каждый раз стремиться к чуть большему результату, чем раньше. Но притязания к малышу не должны быть слишком высокими или слишком низкими. Оценка- дело тонкое.

Если родители слишком многого ждут от ребёнка, то он теряет уверенность в правильности своей самооценки и может почувствовать себя неудачником.

У тех родителей, которые , кто менее критичен и позволяет ребёнку более свободное самовыражение, ребёнок с большей вероятностью добивается успеха.

У тех родителей, которые опекают ребёнка сверх меры, всячески контролируют каждый его шаг и ничего с ним не обсуждают, ребёнок обычно меньше успевает.

Если детям не удаётся решить какие-то задачи, помогите им использовать другой подход. Научите их спрашивать: «Как мне это сделать?» вместо убеждения :"Я не смогу ".

Рассмотрим на примере обучения чтению мотивации учения.

Здесь есть два пути.

Первый- найти самые короткие и действенные способы, чтобы ребёнку легче было прочесть слово.

Второй путь - найти такую мотивацию для малыша, чтобы ему захотелось прочесть слово.

Эти два пути идут вместе, зависят один от другого.

Но когда ребёнок только учится читать - сливать звуки, когда за 5 минут он осиливает 5-10 слов, труд чтения становится настолько тяжёлым, что пропадает всякая мотивация. Метод «лобовой атаки» «Читай, читай! Ещё читай!» непригоден. Собственная мотивация испытывать удовольствие от чтения ещё не сложилась. Ребёнок ещё не читатель, а слушатель.

Что же может быть мотивом для прочтения первых сотен слов ребёнком? Конечно, похвала мамы и учителя.

Ребёнок учится ещё не для себя, он учится для мамы и папы и ожидает похвалу.

Но похвала самого ребёнка вредна: «Ты у меня самый умный, будешь отличником!»

Лучше похвалить ситуацию: « Сегодня ты постарался и получилось лучше, чем вчера. Мне приятно!»

Следующий мотив - игра. И самоорганизация, и добровольное подчинение правилам учёбы, и опыт сотрудничества с другими детьми, то есть все, что с трудом складывается в школе, уже есть в любой игре, и ребёнок уже это освоил в игре.

То, что в учебе ему трудно и скучно, в игре - желанно и доступно. Обыграйте с ребёнком те слова, которые он должен прочесть. Например,

В джунглях темнеет. Все зверята заигрались и теперь им надо попасть домой к маме. Помоги зверятам, прочитай слова- все преграды на их пути исчезнут .Похвала в игре может быть такой: «Ты очень быстро спас тигрёнка! Его папа тебя благодарит!»

Можно поиграть в искателей кладов. Родители пишут (печатают) записки ребёнку о том, где находится «клад». Ребёнок мотивирован на то, чтобы прочитать записку. Причём «клад» он находит не сразу, а только через несколько записок.

Можно договориться с малышом не о телефонных звонках, а об смс. Тут он и прочитает и напишет ответ.

Сейчас в продаже много есть различных развивающих игр, в том числе и по чтению. Настолько много, что есть опасность пресытить ребёнка информацией.

На мой взгляд, лучшая мотивация к учению возникает у ребёнка тогда, когда он сам с родителями изготовит (нарисует, слепит, придумает) какую-нибудь игру, где надо читать.
Это может быть лото с картинками - картинки рисует ребёнок, вы пишете слова,- всё, можно играть! Это и творчество, это и развитие логики, и умение сотрудничать, и развитие речи- вы же будете беседовать!
Это может быть лепка печений-букв, которые потом съедаются вместе за чаем,
это может быть рисование слов-записок или пожеланий на песке во время летнего отдыха,
это может быть совместное сочинение загадок или стишков. Их по ходу сочинения запишет мама, ребёнок сделает иллюстрации, вместе соберут это творчество в книжку, и ребёнок её будет с интересом читать, поверьте!

А что вы думаете о мотивации? Какие ещё мотивы используете?

Честно сказать, мы в семье иногда используем шантаж ( ( а как ещё это назвать?) Мы обещаем оставить ребёнка без мультиков и без сладостей, если он не будет как следует заниматься, потому что просто устаём мотивировать по науке...

Удачи и счастья вам и вашим семьям! Отмечайте, если статья понравилась, делитесь ею в соцсетях, комментируйте. Благодарю вас за прочтение!

Игры по чтению и лёгкие способы чтения трудных слов можно прочитать здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/vajnye-shagi-na-puti-k-chteniiu-5df9b8d7ddfef600b0015610

и здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/rebusy-v-nachalnoi-shkole-kak-ne-tolko-nauchit-detei-razgadyvat-ih--no-i-sostavliat-samim-i-pochemu-eto-neobhodimo-5db5a4e705fd9800b1f8307e