Как бы странно это ни звучало, в имперскую эпоху Вас могли убить за то, что вы написали эти иконы. Сейчас они стоят сотни тысяч долларов на рынке, с точки зрения искусства и культурной истории, они бесценны.
Эта история начинается в 1650-е годы, когда Русская православная церковь раскололась на две части: старообрядцев, которые придерживались древнерусских богослужебных правил и текстов и новообращенных, которые следовали литургическим реформам патриарха Никона. Поскольку русское государство твердо стояло за Никоном и официальной православной церковью, старообрядцы были объявлены еретиками и жестоко преследовались за свои убеждения.
Жизнь в качестве старообрядца означала возможное насильственное обращение в господствующее православие, но еще более суровые гонения ожидали тех, кто писал старообрядческие иконы. Одним из ключевых элементов реформы Никона было изменение правил православной иконописи, и Патриарх потребовал, чтобы процедура оставалась верной греческим оригиналам. Именно поэтому многие древнерусские иконы были запрещены.
Некоторые иконы даже столкнулись с запретом после Никона. Святой Христофор традиционно изображался с собачьей головой и почитался в этом виде старообрядцами. Однако в 1722 году официальная церковь приказала нарисовать его с человеческой головой. Тем не менее, старообрядцы продолжали придерживаться старого способа росписи этой иконы.
Все эти "новые" иконы считались еретическими, поэтому старообрядцы были готовы платить большие суммы тем, кто их создавал – умелым художникам, рисковавшим своим здоровьем и свободой. Сегодня нам действительно трудно полностью осознать важность этих священных образов для верующих.
В конце 1990-х годов специалисты осознали, что иконы из небольшого уральского города Невьянска были вершиной религиозного искусства старообрядцев. На протяжении многих лет бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман собирал самую большую коллекцию старообрядческих икон, самые ранние из которых датируются 1734 годом, а последние-1919 годом.
“Я даже нашел одного старообрядческого иконописца, который сказал, что работал до 1934 года”, - сказал Ройзман. "Невьянск был последней русской иконописной школой, не испытавшей влияния европейских художественных традиций”.
Почему невьянские иконы такие особенные?
Стиль иконописи, известный как "Невьянск", возник в начале XVIII века и получил новую жизнь в начале XIX века, благодаря промышленному развитию на Урале. По заказам богатых фабрикантов, купцов и золотопромышленников, многие из которых были тайно старообрядцами, невьянские мастера создавали великолепные шедевры религиозного искусства.
Сам Невьянск был небольшим старообрядческим поселком, где было всего несколько мастерских. Жизнь иконописцев была нелегкой: полиция регулярно проводила облавы и обыски, а мастерам приходилось прятать свои инструменты и иконы.
Эти религиозные художники рисовали не для продажи, а только тогда, когда у них были конкретные заказы от старообрядцев. Если их не было, то они вообще не рисовали.
Сегодня невьянских икон сохранилось немного, а коллекция Ройзмана-самая большая в своем роде в мире. Эти иконы отмечены тем, что они щедры и визуально богаты в исполнении и в материалах.
Как бывший мэр построил редкую коллекцию
Евгений Ройзман говорит, что его интерес к старообрядческим иконам впервые вспыхнул, когда ему было всего 15 лет. В 1999 году Ройзман основал в Екатеринбурге Невьянский иконописный музей и открыл его уникальную коллекцию для широкой публики. Из-за этого невьянские иконы стали частью канона русской искусствоведческой истории.
“Из-за гонений эти иконы служили инструментом самоидентификации для старообрядцев”, - добавляет Ройзман. "Иконы определяли, кто был частью их общины, а кто находился вне ее.”
Эти иконы были также средством наглядной агитации старообрядческих верований. Возьмем, к примеру, "обезглавливание Иоанна Крестителя". С точки зрения старообрядцев, когда Православная Церковь приняла модернизированную веру в середине XVII века, церковь считалась “обезглавленной".
Некоторые фрагменты имеют изысканные детали, которые можно увидеть только под микроскопом. “Например, волосы каждой лошади над копытами прорисованы золотом, как и каждая деталь на одеянии священника", - говорит Ройзман.
"Невьянская иконопись — это совершенно отдельный феномен русской культуры, и мы можем найти весь период ее существования в коллекции Евгения Ройзмана”, - сказала Елена Лаврентьева, реставратор икон Государственного научно-исследовательского института реставрации в Москве. “У него есть десятки самых ранних невьянских икон, начиная с первой половины XVIII века, которые практически невозможно найти в государственных музеях и других коллекциях; насколько нам известно, только две ранние невьянские иконы находятся в российских государственных музеях”.
Лаврентьева работает над коллекцией уже полгода и установила, что почти все ранненевянские иконы первой половины XVIII века были написаны с использованием одних и тех же пигментов — всего около 10 пигментов. При росписи ликов святых невьянские мастера начала и середины XVIII века использовали приемы, аналогичные Московским мастерам — многократное чередование слоев так называемых” белила “(белая краска) и” охра " (желтая охра)”.
"Химический анализ пигментов доказывает, что иконописцы начала XVIII века на Урале использовали синтетический азурит, индиго, киноварь, красный свинец, красный органический пигмент и различные виды охры”,-говорит Лаврентьева, добавляя, что они также покрывали фоны икон и нимбы святых так называемым “двойником” - тонким листом серебра, сплавленным с тонким листом золота.
Спасибо за внимание!
Ставьте нравится, если нравится!
Подписывайтесь на канал!