"Солярис" советского режиссёра Андрея Тарковского вновь покажут в кино — в сети появился трейлер отреставрированной версии культовой картины (трейлер можно посмотреть в конце текста).
Научно-фантастическая драма по роману Станислава Лема вышла в 1972 году. Фильм собрал несколько престижных наград, в том числе Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Главные роли исполнили Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Сос Саркисян и другие.
Сообщается, что спецпоказы фильма, благодаря "Искусству кино" и "Мосфильму", пройдут 11 декабря в Москве и 14 декабря в Санкт-Петербурге.
С 19 декабря отреставрированную версию картины можно будет увидеть в сети "Каро", а с 26 декабря "Солярис" Тарковского будут показывать и в других кинотеатрах.
Океан познания
По сюжету, в далёком будущем на станцию, изучающую Океан планеты Солярис, прибывает психолог Крис Кельвин. Он находит экипаж в морально подавленном состоянии.
Находящиеся на станции учёные винят во всём Океан на Солярисе, из-за которого они видят "гостей" — воплощения их фантазий или травмирующих воспоминаний. Через некоторое время Крис встречает на станции Хари — супругу, покончившую с собой много лет назад после ссоры.
Благодаря принципиальным различиям в трактовке сюжета, которые возникли у Лема и Тарковского во время съёмок, фильм, как мне кажется, обрёл самостоятельность — у нас есть два замечательных произведения, не похожих друг на друга по настроению и заложенному посылу.
Несмотря на разногласия, общий мотив исследования сущности человека через призму изучения космоса — ключевой в обоих произведениях.
"Вопрос столкновения с будущим, с неизвестным в космосе <...> заключается в том, что оно будет в любом случае неожиданным, то есть настолько неожиданным, что к нему даже нельзя подготовиться. Единственное, что можно сделать, — это попытаться критически взглянуть на способы нашего познания: посредством борьбы со стереотипами мышления, с теми блоками логических стереотипов, которые заменяют нам часто минуты размышления", — заявлял режиссёр, выступая в Берлине в 1973 году.
Как говорил Тарковский, "в определенном смысле, в отличие от Лема, нам хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю". Также его "интересовал не момент открытия, а проблема напряжения человека в процессе познания".
К фильму определённо стоит возвращаться — и я очень рад, что его можно будет посмотреть в кино. Надеюсь, получится сходить.