По данным ITResearch российский рынок ноутбуков в 3-ем квартале 2019 года составил 903 тыс. устройств. Годовое падение по отношению к аналогичному периоду 2018 года составило 8,3%. Это лучше, чем «во втором квартале (-16,7%), но об остановке негативных тенденций говорить рано. В целом за три квартала 2019 года, рынок показывает снижение на 6,7%.
Уточним, ITResеarch в данном случае дает оценку sale-out дистрибьюторов, то есть это данные продаж ноутбуков в канал, а не продажи конечным потребителям. Другое агентство, измеряющее уже продажи с полок магазинов, - GfK – и вовсе ранее рапортовало о 12% падении за три квартала этого года.
Неоправдавшиеся ожидания
Вообще, в конце прошлого года, речь шла о том, что рынок ноутбуков должен скорее вырасти. Не сильно - на фоне общего экономического пессимизма - но уж точно не упасть.
Аргументы под такими ожиданиям были. Продажи ноутов, как и прочих видов ПК, долгие годы падали по объективным причинам – насыщение, товарозаменители (планшеты) и проч. В конце концов – где-то к 2016 году рынок достиг дна и начал отрастать. При этом число ноутбуков «на руках» сокращалось естественным образом – ломались, морально устаревали. И рынок, как ни крути, должен быть начать обновляться просто на сокращении общей базы устройств «на руках».
Он и начал. В 2018 году рост был довольно активный. И должен был продолжиться, пусть и не штурмовым порядком. Но продажи стали показывать резкий спад, продолжающийся до сих пор.
Дефицит
В чем дело? Дело было в дефиците дешевых процессоров Intel при отсутствии интересных продуктов для обновления по старшим процессорам.
История такова. Intel в 2018 году почувствовал рост спроса на ПК – и он таки имел место. (В этом смысле происходящее в РФ принципиально не отличается от общемировых трендов). Причем особенно прирастали продвинутые конфигурации ПК и дорогие ноутбуки типа ультрабуков.
Это вполне логично, учитывая, откуда взялся этот прирост спроса. Просто клиенты начали обновлять парк. Покупатели приходили за товаром не впервые (как школьники, студенты, жители бедных стран). Это были опытные пользователи. Их требования выше и по производительности и по дизайну. Ведь это рынок «замены», а не первичных закупок, где властвуют низкие цены и простейшие конфигурации. В статистике это отразилось как рост спроса на машины с процессорами старших серий.
Часть мощностей Intel младших чипов под это дело были переведены на выпуск старших чипов 14-нм. Часть ушли под подготовку к выпуску 10-нм чипов (Ice Lake). Но с выпуском последних вышла задержка. Фактически они запущены только сейчас. (Да и по сей день вы не найдете в продаже ноутбуков на Ice Lake. Чипы только разошлись по ODM-заводам.)
А рынок старших решений чувствителен к новинкам. Продвинутые люди застыли в ожидании реально новых процессоров, а не очередных 14+, 14++; последняя 14+++ - уже воспринимается просто как анекдот. И продажи дорогих машин застряли. Оставался вечный рынок массовых решений – но бюджетные процессоры под них перестали производить – мощности-то ушли под Core i7!
AMD
Тут, казалось бы, крайне удачно подсуетился AMD с запуском платформы Zen – процессоры Ryzen. В коем-то веке очень приличные чипы и по традиционно для альтернативного вендора вкусной цене.
Процесс пошел – AMD начал наращивать долю, которая впервые в истории рынка ноутбуков превысила 30% в натуральном выражении. Но и тут кроется подвох. На самом деле моделей ноутбуков на Ryzen в ассортименте было и остается крайне немного.
Взять хоть наиболее устойчивый кластер – 13”/14” устройств, которые неплохо росли в 2018 году. Тут и вовсе предложения на Ryzen единичны. (А зря – чипы Zen не столь «горячи» как принято считать, и вполне смотрятся и в комплектации компактных ноутбуков.) Но – не принято. Вендоры такие модели не предлагают.
Рост доли AMD обусловлен ростом продаж старых «дозеновских» решений - Stoney Ridge (APU A4/A6/A8/A9 серии 9000). Их брали просто на отсутствии ценовых аналогов от Intel. Доля же Ryzen всех поколений лишь к третьему кварталу дотянулась до 11%. И виноват в этом явно не спрос, а именно предложение – слишком узкий ассортимент моделей на AMD и низкая их доступность, особенно в регионах.
Считается, что AMD не популярна в бизнес-среде. Она более консервативна. Но ноутбуки в основном берут частные лица. Здесь стереотипов меньше. Но производители ПК все равно опасаются вкладываться в AMD по полной.
Все это говорит о том, что рынок стагнирует не по причине низкого спроса или испуга клиентов макроэкономическими тяготами. А скорее вследствие проблем с предложением.
_____________________________________________
Еще больше интересных публикаций ищите на нашем сайте https://www.itbestsellers.ru/ или подписывайтесь на наш канал.
Портал «Бестселлеры IT-рынка» целиком посвящен вопросам аналитики и статистики российского ИТ-рынка. Значительная часть статей базируется на аналитических отчётах компании ITResearch. Площадка нацелена в первую очередь на профессионалов, но материалы могут быть так же интересны и более широкой аудитории, интересующейся ИТ-рынком.