Его имя — синоним эпатажа. А искусствоведы считают историю ХХ века скудной и неполной без творчества этого художника, дизайнера и фотографа. Речь тут о «короле поп-арта» — Энди Уорхоле.
Настоящее имя художника — Эндрю Вархола. Он появился на свет в 1928 году, в словацкой семье эмигрантов, обосновавшихся в США. Эндрю рос слабым ребенком — из-за болезней стабильно пропускал школу. У взрослых не было времени сидеть с ним, отчего мальчик чаще всего был предоставлен самому себе. Искусство, фото привлекло его уже в юном возрасте — Энди создавал коллажи из газетных и журнальных вырезок, посещал кружки. Уже в 9 лет был уверен, что свяжет свою жизнь только с искусством.
Эндрю Вархола закончил технологический институт — изучал графический дизайн. После получения диплома в 1949 году перебрался в Нью-Йорк. Творческий путь решил начать со смены имени: так провинциал Эндрю Вархола превратился в художника с блестящим будущим Энди Уорхола.
Юноша нашел себя в рекламном дизайне — разрабатывал иллюстрации для витрин, вывесок, стендов. Его талант был быстро оценен — в скором времени с Энди начали сотрудничать крупные бренды. Среди самых выгодных контрактов — работа с модными гигантами «Харперс Базар» и «Вог».
Но Уорхол не хотел останавливаться лишь на рекламе — он начинает вырабатывать свой «особый почерк». Так появляется фирменная фишка — трафаретная печать с использованием аналоговых фото. Художник применяет ее для создания знаменитого портрета Мэрилин Монро. Обращение к трафаретной шелкографии позволяет «поставить искусство на конвейер» — сделать его коммерчески выгодным для творца и доступным для зрителя.
Затем новые яркие работы — дизайн этикеток для супов Campbell. Сначала Энди Уорхол рисует изображения от руки, а затем переходит к излюбленной трафаретной технологии. Созданные ими этикетки обретают огромную популярность. Художник продавал растиражированные образцы за 100 долларов. К слову, один из рисунков Уорхола с консервной банкой был продан после его смерти за 24 млн долларов.
Но Энди любил фотоискусство не меньше, чем дизайн. По мнению критиков, и здесь он смог добиться невиданного успеха. Любимым жанром Уорхола был портрет. Ему с радостью позировали звезды: А. Шварценеггер, Дж. Леннон, М. Тайсон, Р. Нуриев и др.
И в фотоискусстве мастер выработал свой уникальный стиль: лицо модели крупным планом, нейтральный фон. Не обращался к сложной обработке или спецэффектам –— умел «поймать» нужный момент так, что фотография была выразительной и без этих изысков.
Еще одна сфера самовыражения Э. Уорхола — фото-автопортреты. Художник любил примеривать на себя самые разнообразные образы. Особенно скрупулезно работал над женскими — тщательно подбирал парики, макияж, удивляя зрителей искусством перевоплощения.
Энди Уорхола не стало в 1987 году. Он умер признанным художником, фотографом, но после смерти его имя стало культовым, а слава — всемирной. И в настоящее время искусствоведы сходятся во мнении, что король поп-арта ХХ столетия — это Энди Уорхол.
Кто он, король поп-арта?