За сорокалетний период работы механизатором, пришлось освоить много тракторов, в основном гусеничных. Начинал как и большинство молодых трактористов с ДТ-75 первых выпусков, с ручной муфтой и УКМ ( уменьшитель крутящего момента). Трактор удобный, легкий в управлении. Ходовая у него, как и у предшественника ДТ-54 ведущее колесо – звездочка, две каретки с опорными катками и ленивец с натяжным колесом, два поддерживающих катка. Все понятно и просто, обслуживалась ходовая заливкой нигрола в подшипниковые полости каждую смену, специальной емкостью с насосом ( шарманкой).
Непонятно почему на ДТ-75 не стали делать отбойники, которые предотвращали выползание пальцев из траков. Конструкторы видоизменили немного траки, добавив больше ребер жесткости и пальцы стали с отверстием под шплинт, забивались они снаружи гусеницы. Шплинты быстро перетирались, и если гусеница не приработалась, то приходилось останавливаться заколачивать палец и снова шплинтовать. При работе с бульдозерной лопатой приходилось быть особенно внимательным, чтобы торчащий из гусеницы палец не задел боковые опоры лопаты.
Реставрировали изношенную ходовую ДТ-75 в совхозном МТМ, наваривая на изношенные катки стальные полосы на ведущие звездочки , сваркой наплавляли металл так же меняли соединительные пальцы гусеницы. Трактор Т-4 «Алтаец», всем хорош, мощный, маневренный, большой диапазон передач, но ходовая совершенно непродуманная. Опорные катки , расположенные на «тележках» в задней части шарнирных, спереди опирающихся на поперечную пластинчатую рессору, при езде даже по грунтовым дорогам, создавали такую тряску и вибрацию, что нет ни какого сомнения, если есть камни в почках, то они обязательно выйдут.
На сухом поле трактор был хорош, без труда тянул любые прицепные и навесные орудия, но на весеннем поле нужно было избегать сырых солончаковых низин, иначе можно закопаться по «самое не могу». Вытянуть вперед застрявший в поле трактор не всегда удавалось, опять же из за конструкции ходовой, у которой «тележки» сзади сходились под углом, образовывая клин, который и упирался в верхнею часть колеи, тормозя трактор. Т-4 использовали и как бульдозер с лопатой, но в межсезонье застывшая в катках грязь не позволяла вращаться, что приводило к преждевременному износу.
В общем восторга от эксплуатации мощного трактора , с такой ходовой у механизаторов не было. По этой причине в мастерских совхозов, иногда пытались поставить Т-4 на ходовую от ДТ-75, но только с тремя опорными каретками. При эксплуатации в полевых условиях такие переделанные трактора были гораздо удобнее и проходимые.
Довелось так же поработать длительное время и на трелевочнике. Ходовая трелевочника самая совершенная для тракторов. Независимая торсионная подвеска, каждого опорного катка обеспечивала удивительную плавность хода, небольшой, высоко поднятый передний натяжной каток, позволял преодолевать любые высокие препятствия пеньки, бревна, камни.
Предусмотрены были отбойники, которые не позволяли пальцам выходить из посадочных мест тракторов. Пятая транспортная передача позволяла двигаться с высокой скоростью, недоступной для других моделей гусеничных тракторов. Управление двумя ручками фрикционами было очень легким, благодаря гидроусилителю. Высокие внутренние ограничители тракторов, уверенно удерживали катки в нужном положении при поворотах в любых условиях (пни, камни, канавки), не позволяя трактору сойти с гусениц.
Случались и поломки в основном заднего моста, но это чаще всего было по причине не качественной заводской сборки, а не конструкторских недоработок. Обслуживание ходовой трелевочника- элементарное редкое подтягивание гусениц и добавление масла в полости подшипников на катках.
Иногда задумываешься, зачем нужно было выпускать разные модели тракторов, не проще было бы сконструировать трактор: мощный, с надежной трансмиссией как у Т-4, компактный, маневренный и универсальный как ДТ-75, с надежной и удобный в эксплуатации.