Найти тему
Ведьма-мачеха

Драматический треугольник образования

Слышали о драматическом треугольнике? О том, в котором жертва, преследователь и спаситель достают друг друга и меняются ролями. Такое происходит в нашей жизни каждый день, так что мы воспринимаем это, как норму. Чтобы лучше понять, что это такое, можно перечитать «Сказку о рыбаке и рыбке» (да, там у рыбки хватило ума выйти из этого треугольника).

Но недавно я открыла ещё один треугольник. Это драматический треугольник образования. Хотела назвать его треугольником Васильевой, но поняла, что не при ней всё это началось, а когда – сказать сложно. В этом треугольнике тоже есть три роли: «Родители», «Учитель», «Репетитор», но они постоянные. Вместо того, чтобы меняться ролями, участники постоянно скидывают друг на друга ответственность за обучения ребёнка.

Учитель

Это не мои проблемы! Если тебе что-то непонятно, обратись к репетитору!

Так сказала учительница дочери нашей знакомой, когда та подошла после уроков и попросила помощи. Я не была удивлена, а вот свекровь рассердилась не на шутку. Она когда-то была учительницей и всегда находила минутки и даже часы, чтобы что-то объяснить или помочь отстающим. Я ещё застала подобных учителей, но сейчас их, похоже, уже не осталось. Когда старший подходил к одной учительнице, чтобы о чём-то спросить, он получал больше информации о своих умственных способностях, чем о теме урока. Другая учительница кое-что объясняла, но однажды посвятила всё своё время подготовке к ОГЭ. Она вела русский и литературу, но литературу никто не сдавал, так что ей можно было немного «пожертвовать». Результаты, правда, были неутешительными, но, в целом, удовлетворительные.

Ещё одна проблема заключается в том, что учителя загружены «важной» работой, вроде бесконечных отчётов. Так что даже те, кто хотел бы что-то объяснить детям, с трудом находят на это время.

По мнению многих сегодняшних учителей, успехи ребёнка – это не их проблемы. Пусть этим занимаются родители и ищут репетитора. А дети пусть сами соображать начинают!

Родители

И не надо перекладывать обязанности на родителей!

Родители работают. Кто-то приходит с работы и с чувством выполненного долга садится у компьютера. Кто-то приходит с работы и сразу же падает спать, потому что завтра рано утром ему снова надо на работу. Времени на обучение детей не всегда остаётся. И, если честно, желания. Но ведь есть же учителя! Да и программа школьная подзабылась со временем.

-2

«Что значит, зачем учить русский? Да это же важно в жизни! Что? Помочь с падежами? Ну… Я уже не помню. Так когда это было!» - примерно так отвечали мне родители. Да, это так важно знать падежи, настолько, что их благополучно забываешь со временем! Хороший жизненный урок для ребёнка…

Но ведь есть ещё учителя, которые получают зарплату! Вот пусть они и учат детей! И вообще, лоботряс, берись-ка ты за ум! Вот я в твои годы…

Репетиторы

Они очень помогают тем, кто хочет углубить свои знания и лучше изучить предмет. Но чаще всего родители вспоминают о репетиторах, когда дело дрянь. Когда приближается ОГЭ или ЕГЭ, а «лоботряс» так и не берётся за ум. Когда он уже не тянет на «тройку». Когда стоит вопрос о том, что бы оставить его на второй год. Вот тут и вспоминают о репетиторе.

Что сказать? Иногда репетитор действительно помогает. Однажды я занималась с репетитором по английскому, после этого у меня появились какие-то знания и даже пошли «четвёрки». Но не стоит думать, что репетитор – волшебник, который за три дня сделает из двоечника победителя олимпиады. Если ребёнок вообще не хочет заниматься, репетитор либо откажется от него, либо будет просто отрабатывать свои часы, не особо беспокоясь о результате. А результат можно себе представить…

Даже самый замечательный репетитор не будет заинтересован в успехе ребёнка так, как родители или учителя. Это просто один из десятков его клиентов.

Ребёнок

Он как футбольный мяч. Учителя и родители пинают его друг к другу, потом – к репетитору. Иногда его пинают просто так за то, что не хочет учиться сам. А почему он должен хотеть? Ладно, в старших классах уже пора бы задуматься о будущем, но в начальной школе ребёнок просто не способен понять, зачем ему всё это. Ему не интересны дроби, ему интересны мемасики с котиками. И ждать от него инициативы – всё равно, что ждать, будто пятилетний ребёнок сам попросит отвести его к стоматологу.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам…

Всё, что можно сделать – это принять на себя ответственность. Я не могу как-то повлиять на учителей и систему образования. Всё, что я могу – найти хорошего репетитора или помогать детям с учёбой самостоятельно.

Как современные дети читают сказки - https://zen.yandex.ru/media/id/5cc9691b8b758300b4f7d194/steny-iz-sobaki-i-vsemirnaia-istoriia-ot-shreka-5d6536fdc6e2a400ad2099a1

О проблемах школьной литературы - https://zen.yandex.ru/media/id/5cc9691b8b758300b4f7d194/problemy-literatury-v-shkole-5d92136fba281e00b14f32a0

Как у старшего забрали литературу - https://zen.yandex.ru/media/id/5cc9691b8b758300b4f7d194/literatura-ne-nujna-nam-po-nei-oge-ne-sdavat-5cca92e1a8ac8300b3493f91

Сказка о рыбаке и рыбке - https://zen.yandex.ru/media/id/5cc9691b8b758300b4f7d194/skazka-o-rybake-i-rybke-pravda-o-jenskoi-jadnosti-5d99ece495aa9f00aef9ffa0