Сейчас очень много говорят и пишут о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы и, в частности, учителям. Меня, учителя с двадцатипятилетним стажем, эта тема не может не волновать. Я стараюсь не упустить ни одной новости в прессе и, скажу вам честно, что не испытываю большого оптимизма на сей счёт.
Слышала, что представитель КПРФ Олег Смолин в настоящее время активно продвигает в Госдуме законопроект, в соответствии с которым зарплата на учительскую ставку будет равна двум минимальным размерам оплаты труда в регионе. Непростая финансовая ситуация в семье сделала меня, учителя русского языка и литературы, хорошим математиком, а значит я понимаю, что предложенная коммунистами система уравнений не имеет математического решения.
Как испечь финансовый пирог
С 22 сентября 2018 года в России формирование бюджета школы напрямую зависит от количества учащихся и стоимости затрат на обучение одного ученика, принятой в регионе. Но установленный норматив не учитывает наполняемость учеников классов, сколько классов имеется в одной параллели и сколько требуется учителей для обеспечения нормального учебного процесса. То есть получается, что бюджет школы при одном и том же раскладе цифр – величина постоянная. Испечённый таким образом финансовый пирог нужно разделить на несколько кусочков:
· Оплата труда учителей и другого персонала;
· Затраты на приобретение товарно-материальных запасов;
· Затраты на повышение квалификации учителей;
· Затраты на содержание зданий, услуги связи, транспорта и другие общехозяйственные нужды.
Уровень «аппетита» для каждой статьи устанавливает сама школа. То есть, чтобы кому-то отрезать от пирога кусочек побольше, нужно кого-то обделить. Три последние статьи расходов – величины неизменные: нельзя сэкономить, например, на свете, воде, отключить в школе Интернет. Причём не стоит забывать, размер норматива вряд ли учитывает уровень инфляции, а пересматривается он наверняка раз в год. Конечно, можно сделать «обрезание» новым знаниям и навыкам учителей – пусть работают на старых. Но тогда и требования к нашим профессиональным качествам не должны повышаться, а нагрузка не должна увеличиваться!
Сколько «стоит» ученик
Мне интересно было разобраться, что же было заложено в тот злополучный норматив затрат на обучения одного ученика, который никак не даёт нам шиковать на учительскую зарплату.
Оказалось, всё что угодно, но только не фонд оплаты труда учителей! Конечно же, форма обучения, тип образовательной организации и образовательные программы не могут не учитывать квалификацию учителей, а следовательно, и стоимость наших услуг, но как-то условно, без конкретной формулы для пересчёта в человеко-часы. Правда, заглянув в норматив, я обрадовалась, что учителям всё-таки разрешено учиться: в нём есть статья «обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам», а значит под вопросом только кровная зарплатная учительская доля…
Химия в помощь!
Возвращаясь к инициативе Олега Смолина, мне хочется перейти от математики к химии, вернее к закону сохранения массы вещества «Формулировка закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ». Из закона следует: для того, чтобы учительский кусок был больше и вкуснее, должен стать больше и сам пирог, вернее, норматив подушевого финансирования.
Предложит ли изменить размер пирога господин Смолин, одному Богу известно, а нам, простым учителям словесности, кроме математики и физики, видимо, пора приступить к изучению экономика и маркетинга, чтобы донести этого до наших законодателей простым и понятным русским языком!
Если статья была вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзене и не забудьте поделиться этой статьей с друзьями!