Вспоминаю, как чуть больше года назад, после завершения осенних каникул на очередном педсовете, которые редко бывают отмечены чем-то примечательным, разгорелся спор.
Поводом для дискуссии стали результаты пробного экзамена, которые пришли в школу. Выяснилось, что профильный физико-математический класс справился с пробником ЕГЭ по математике хуже, чем социально-гуманитарный, с профилем «история и обществознание».
Хуже, конечно, условно. Самые высокие баллы набрали именно они, но средний балл был выше у гуманитариев. Объясняется это просто: у «математиков» было больше заваливших, тогда как все «обществоведы» набрали хотя бы проходной балл, а многие и больше.
Дискутировать начали их учителя: Анна Ивановна, преподаватель математики в профильном классе и Мария Сергеевна, которая вела этот предмет у гуманитариев. Проблема поднималась логичная: почему так вышло и что с этим делать? Постепенно в дискуссию включились и остальные педагоги, ведь вопрос был действительно непростой.
Анна Ивановна утверждала, что здесь не обошлось без какой-то ошибки. Наверное, ее дети получили более сложный вариант! Их результаты неправильно обработали!
Мария Сергеевна была уверена в том, что никакой ошибки здесь нет. Конечно, она не обвиняла свою коллегу в том, что с ней или ее учениками что-то не так.
Ее главный аргумент был таков: из физмат класса высокие баллы по математике нужны были всем. Это очень ответственный момент и дети просто переволновались. Гуманитарии же были меньше в этом заинтересованы и писали расслабленно, «как есть».
Мысленно я согласилась с ее аргументом. И хотела бы добавить вот что: дело не только в изначальном отношении детей к предмету, но и в поведении их учителя.
Анна Ивановна была хрестоматийным примером учителя с девизом «вы все не сдадите и будете дворниками!». Она не считала нужным тратить свое драгоценное время на тех, кто что-то не понял, пропустил, проболел тему. «Ты что же, в реанимации лежал все две недели?», с изрядной долей сарказма спрашивала она. Тот факт, что изучать профильную математику в одиночку, без учителя, да еще и с температурой действительно сложно, ее не волновал. Главное – скорость и объемы работы. Решить несколько сложнейших задач за час? Почему вы не можете, вы что, неудачники?
Мария Сергеевна, может, и предполагала, что некоторые ее ученики могут не сдать экзамен. Но она никогда не говорила этого вслух, более того, уделяла им особое внимание. Регулярно задавая домашнее задание, она подбирала каждому те темы из экзамена, которые особенно «проседают». Атмосфера в классе была довольно спокойная, они двигались медленно, не проскакивая две темы за урок, но уверенно.
В третьей и четвертой четверти у большей части учеников из физмат класса были репетиторы. У «гуманитариев» они были лишь у двоих человек, которые были настроены набрать высокие баллы и поступить на экономический.
Конечно, более высокие результаты на настоящем экзамене показал физмат класс. Анна Ивановна пребывает в уверенности, что она блестящий педагог и это полностью ее заслуга. Удивляется только, что у гуманитариев баллы не так уж намного ниже оказались. Почему, любопытно…