Вы видели когда-нибудь ребенка, который не сопротивлялся бы “воле родителей”? Я тоже не видел. Таких детей просто не бывает.
Через “сопротивление” формируется отдельная человеческая личность.
Это естественно ... Пока не переходит известную меру. А что делать, если переходит? Обращаться к психологу?
Главная проблема психологии
Психология это наука о душе (как можно догадаться из названия). Но никто из психологов душу ни разу не видел. Тогда с чем имеют дело психологи?
- “Но разве обязательно видеть, чтобы “иметь дело”?”
Вот, например, микробы. Ну, ладно, их в микроскоп можно увидеть.
А вот рентген?
Его в микроскоп не видать ... Зато сам рентген помогает увидеть, не везете ли вы в чемодане на отдых запрещенный жидкий продукт.
“Не видно” - не значит “не существует”. Получается, что и душу не обязательно видеть?..
Получается, да.
Если решить “небольшую” проблему: человек - не “рентген”. И даже не набитый вещами чемодан. Человек НАМНОГО сложнее. Человек от рентгена отличается как шахматы от “крестиков - ноликов”. И душу рентгеном не просветишь ...
В следующих статьях я еще вернусь к этой теме. А сейчас вернемся к “ребенку, который сопротивляется”.
Мир реальной психологии
Я замечал, что более других полезны психологи, имевшие дело с чем-то более осязаемым, чем “душа”.
… “Ребенок не слушается”, сопротивляется.
- Кому или чему?
- Почему?
С 8 класса известен 3-й закон Ньютона. Его можно ощутить, толкнув ближайшую дверь. Или пассажира в метро, который мешает протиснуться к выходу. В переводе на “психологический” язык это звучит так:
“Если человек сопротивляется, значит что-то на него давит.
Но скорее всего, это он на что-то давит”.
Человек может сопротивляться и сам себе. Чего “дверь” метро не умеет. Ну, вроде, как правая рука сопротивляется левой.
Но зачем ребенку сопротивляется “самому себе”? … Вредить себе “назло бабушке”?
Когда я понял это, то научился строить бесконфликтные отношения с сыном. Продолжая на него “давить”. Попробуйте научить чему-то ценному без давления ...
Но я отвлекся.
Хватит “в общем”! Давайте “например”
Например, я хочу, чтобы ребенок стал сильнее (умнее), начал тренироваться (учиться). И начинаю его воспитывать ...
- “Посмотри, Вася 20 раз подтягивается. А вон Света, девчонка - а тоже подтягивается. Ты же не хочешь быть слабаком, чтобы тебя любой мог ткнуть или посмеяться? Давай, подтягивайся!”
Я усилил ситуацию, чтобы она стала очевиднее.
Какое сообщение на самом деле получил ребенок?
- - “Ты - слабый!”.
Следующее утверждение имеет смысл, только если верно первое.
- “Поскольку ты слабый, то давай, занимайся”.
Вроде все логично? Чему тут сопротивляться?
- “Очевидному факту?”: Вася подтягивается больше! Но этот факт подразумевает признание: “Я - слабый! Поэтому меня и не любят.”
- “Сравнению с другими?”. Но это подразумевает: “Меня не любят, потому что другие - лучше, а я - плохой”. (Мы, взрослые, если и сравниваем близкого человека с другими, то не иначе, как перед разводом).
В обоих случаях мы (из лучших, конечно, побуждений) сообщили ребенку: “Я тебя не люблю”.
“Благие намерения ведут в ад” … Если не хватает понимания.
Так почему же ребенок сопротивляется ?
Что сделает ребенок, последовав нашему совету, начав “подтягиваться” или “учиться”?
Вы уже догадались.
Ребенок фактически признАет, что он “плохой” и “поэтому недостоин любви”. ПризнАет то, что ни одно живое существо признать не в состоянии.
Потому, что это неправда. И потому, что это утверждает самое любимое существо: папа или мама.
Так почему и кому сопротивляется ребенок?..
Лайк? Продолжение разговора - подписка.
Еще по теме: