Сегодня моя история о самом необычном и самом длинном железнодорожном тоннеле в мире. Богатый впечатлениями проезд через арендованный когда-то СССР район Порккала (самый длинный в мире тоннель) начинался на станции Кауклахти, где на окна вагонов устанавливали глухие щиты. Снимали их на станции Тяхтеля после выезда с территории военной базы. В день через зону Порккала в каждую сторону проходило по три состава. Локомотив был советским.
19 сентября 1944 года в связи с прекращением военных действий со стороны Финляндии 4 сентября и со стороны Советского Союза 5 сентября, в Москве было подписано Соглашение о перемирии, согласно которому Финляндия обязалась отвести свои войска за линию советско-финской границы, определенной Мирным договором 12 марта 1940 года. При этом Советский Союз отказывался от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему Мирным договором 1940 года, а Финляндия обязывалась предоставить Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе Порккала-Удд.
Соглашение это было подтверждено Мирным договором, заключенным в Париже 10 февраля 1947 года. Под аренду было отдано около 100 км². Туда вошли практически вся община Дегербю, частично Сиунтио, Инкоо и Эспоо. Начальным пунктом границы арендуемого Советским Союзом у Финляндии района Порккала-Удд являлась точка с координатами: северная широта = 59°50'; восточная долгота = 24°07'. От этой точки линия границы проходила на север по меридиану 24°07' к точке с координатами: северная широта = 60°06',2; восточная долгота = 24°07'. Далее - по условной кривой вдоль залива Эспоп-Лахти, а затем восточнее островов Смухольмарне, Бьеркен, Медвасте, Хег-Хольм и Стур-Хамн-Хольм до внешних пределов территориальных вод Финляндии.
20 сентября 1944 года началось формирование военно-морской базы Порккала-Удд. В неё было включено 2 артиллерийских дивизиона: 4 береговые 45-мм батареи и 2 батареи среднего калибра.
В марте 1945 года смешанная советско-финляндская комиссия закончила работы по демаркации линии границы арендованного района, установив 111 пограничных знаков. После демаркации границ арендованной территории на финской стороне осталось только три деревни коммуны Дегербю, поэтому в 1946 году коммуна Дегербю была слита с коммуной Инго/Инкоо.
Вскоре Советский Союз неожиданно для финнов закрыл доступ в арендованный им район Порккала, включая участок железной дороги Турку – Хельсинки протяжённостью около 40 километров. Оживлённый береговой маршрут был прерван, и поезда пришлось направлять в обход. Время в пути из столицы до Турку увеличилось с 3 часов 13 минут до более, чем шести часов.
Лишь в марте 1947 года на министерском уровне в Москве были начаты конкретные переговоры о транзите через зону Порккала. Министр путей сообщения Финляндии Лаури Кайялайнен подчеркнул жизненную необходимость пассажирского сообщения и предложил, если потребуется, не только запирать двери следующих транзитом пассажирских вагонов, но и закрыть их окна снаружи ставнями. Изумлённый представитель другой стороны, заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Вышинский, посчитал неуместным запирать людей, словно в шкафу. Однако именно такой регламент был принят, и с 10 ноября 1947 года береговая линия была открыта для скорого поезда, курсировавшего между Хельсинки и пассажирской гаванью Турку. В июне следующего года был организован транзит уже для всех пассажирских поездов сообщением Турку – Хельсинки. При пересечении арендованной территории двери вагонов были заперты, а окна закрыты щитами.
19 сентября 1955 года в Москве было подписано соглашение между СССР и Финляндией об отказе Советского Союза от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы и выводе советских вооруженных сил с этой территории. В ходе советско-финляндских переговоров, проходивших в Москве с 16 по 20 сентября 1955 года в обмен на соглашение о ликвидации военно-морской базы Порккала-Удд, советское руководство добилось продления на 20-летний срок Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В ноябре 1955 года советско-норвежские переговоры, состоявшиеся в Москве, привели к официальному отказу Норвегии от размещения на её территории иностранных баз и ядерного оружия. В январе же 1956 года СССР возвратил арендованную территорию Финляндии, и проблема железнодорожного транзита через неё была снята. Общий результат данных шагов советского руководства состоял в улучшение отношений СССР со скандинавскими странами и в снижении напряжённости на Севере Европы.