Эта статья, в первую очередь, полезна для пациентов клиник. Для чего к вам приходят студенты? И почему так важно серьёзно отвечать на их вопросы?
Клиника — лечебное учреждение, в котором ведётся учебная и научная работа. На старших курсах в медицинском университете большая часть занятий проводится именно в них.
Учеба на старших курсах – репетиция врачебной деятельности. Мы приходим в клинику, например, на ЛОР-болезни. Учим заболевания, их диагностику, лечение. Мы общаемся с пациентами. Это называется курация больного.
За студентом закрепляют больного. Он должен расспросить его, осмотреть, посмотреть анализы, самостоятельно поставить диагноз и написать учебную историю болезни. Потом преподаватель оценивает проделанную студентом работу.
Иногда студентов водят посмотреть «интересные случаи».
ОРЗ, ангины и прочее – частые заболевания. Стоит выйти работать, и бывший студент вдоволь на них насмотрится. Но бывают заболевания редкие, которые с первого раза не распознать. Если человек с таким заболеванием попадает в клинику, к нему водят всех студентов.
«Смотрите, запоминайте!» – говорят преподаватели.
Спустя много лет к повзрослевшим бывшим студентам придёт пациент. «Доктор, помогите! Никто не знает что это!». И тогда-то всплывут все «интересные случаи». Хотя бы воспоминание «где-то я такое видел» натолкнёт врача на нужную мысль, и это может спасти больному жизнь.
Но многие пациенты весьма неохотно сотрудничают со студентами. Часто мы сталкиваемся с раздражением и даже враждебностью.
«Я вам не обезьянка в цирке», – сказал нам один пациент. Человека понять можно. Он болен, он устал от визитов и от нас – студентов. Но сталкиваясь с таким отношением, мы не можем тренироваться.
Не тренируемся, пока студенты → тренируемся, когда стали врачами → что-то не получается → жалобы «какие плохие врачи».
Конечно, не только тренировка на пациентах в студенчестве делает будущего врача профессионалом. Но это очень важный факт.
Пациенты не всё говорят студентам.
Студенты – не те, кто помогут пациенту выздороветь. И больные это понимают. А значит досконально всё рассказывать необязательно.
Как-то я с одногруппником опрашивала пациента.
Вроде бы всё уже выпытали у него. Поставили диагноз. Показали преподавателю.
Преподаватель пошёл с нами к пациенту и провёл опрос. Задавал те же самые вопросы, что и мы. Но пациент рассказывает более охотно, с деталями. Результат: половина симптомов нам не рассказана – диагноз не верен. Переделывайте.
Наша профессия подразумевает работу руками, ушами, глазами. Всеми органами чувств. Вы не узнаете, что картошка пахнет картошкой, пока впервые не услышите её запах. Не узнаете в первый раз звука капающей воды.
Студент может досконально знать все оттенки хрипов в легких. Все тона и полутона биения сердца. Но какой в этом толк, если не слышит их в фонендоскопе?
И поэтому студенты идут к пациентам. Учатся с ними разговаривать, получать нужную информацию. Мы учимся задавать вопросы, расположить к себе, вести беседу в нужном нам русле. И это сложно.
И студенты с большой благодарностью встречают тех, кто охотно разговаривает с ними, разрешает послушать сердце и легкие.
Помогая студентам, вы помогаете всей медицине. Ведь однажды мы будем лечить ваших детей и вас самих.