«Вот вам группа кратковременного пребывания, и мы вам ничего не должны!»
Многие мамы, кто не получил место в детском саду, слышали эту фразу! Группа кратковременного пребывания не отвечает требованием современной женщины, к тому же мы живем в одном из самых протяженных городов, да и проблемы с транспортом знакомы каждому району Перми.
Дело в том, что органы местного самоуправления не вправе за родителя решать, на 4 или 12 часов пойдёт ребенок в сад. Если бы было наоборот - то в законе был бы описан порядок и критерии таких полномочий Департамента образования.
Официально это будет звучать так - Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять, какую группу по времени пребывания предоставлять тому или иному ребенку, в связи с тем, что это не вытекает из их полномочий в части предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В противном случае Федеральное законодательство прописало бы критерии и порядок определения детей в группы того или иного времени пребывания, а орган местного самоуправления на этом основании в «Положении о порядке комплектования МДОО» также обозначил бы этот порядок и критерии.
Нахождение ребенка в группе полного дня позволяет родителю, вынужденному до этого самостоятельно осуществлять образование, воспитание, присмотр и уход за ребенком, за получаемое вознаграждение осуществлять трудовую деятельность, не предполагающую или запрещающую во время ее осуществления нахождение ребенка рядом с этим родителем в течение полного рабочего дня, с целью содержания себя и своего ребенка. В случае трудоустройства родителя, ухаживающего за ребенком, на полный рабочий день и одновременного предоставления места ребенку в ГКП очевидно, что родитель будет вынужден:
а) оставить работу за вознаграждение ради ухода и присмотра за ребенком вне рамок времени его нахождения в группе кратковременного пребывания, что повлечет за собой неисполнение им обязанностей, вытекающих из вышеупомянутых ч. 3 ст. 31, ч.1 ст. 80 СК РФ, либо
б) отказаться от ГКП ради сохранения за собой рабочего места и брать ребенка с собой на рабочее место (если, конечно, это вообще будет позволено работодателем).
Следовательно, ограничение, наложенное органами местного самоуправления на получение ребенком общедоступного бесплатного дошкольного образования в группе полного дня,
1) ведет таким образом к ограничению:
1.1. исключительного права граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, гарантированного п. 2 ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1 и поэтому незаконно,
1.2. никак не ограниченной законодателем свободы выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда, гарантированной государством в п. 1 ст. 12 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1 и поэтому незаконно,
2) противоречит уже упомянутому п. 1 ст. 5. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1: «Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость» и поэтому незаконно;
3) либо же ведет таким образом к ограничению доступа ребенка к общедоступному бесплатному дошкольному образованию и поэтому незаконно.
Таким образом, предоставление дошкольного образования в группе полного дня МДОО по заявлению родителя (законного представителя ребенка) является не только частью исполнения государством своих обязательств по реализации гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования, но и находится в рамках социальной политики государства в сфере занятости населения. В связи с этим, предоставление гражданам выбора группы по времени пребывания, наряду с непредоставлением органам местного самоуправления полномочий по определению критериев и порядка предоставления мест в той или иной группе режима функционирования, обязывает органы МСУ поддерживать в достаточном количестве группы определенного времени пребывания в соответствии со спросом со стороны населения.
Таким образом, администрация г. Перми, в лице Департамента образования администрации города Перми, отказывая моему ребенку в поступлении в МДОО на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом.
Органы управления образованием в г. Перми были заблаговременно проинформированы о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении моему ребенку, что подтверждается постановкой в очередь для предоставления места в МДОО.
Очевидно, что обладая данной информацией, администрация г. Перми, в лице Департамента образования администрации города Перми, была обязана заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в МДОО, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления, в том числе и в г. Перми.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.»