ВАНЯ –ТОНЯ
Рассказывает Антонина Васильевна.
Про Сталина? А вот было в 1961м году, в Феодосии. Заходит как-то к нам седой мужчина. В телогрейке, сапогах и спрашивает нашу фамилию. Оказалось, искал свою семью. Где-то была его родня с греческой фамилией. Его самого посадили во время ежовщины. Искал родственников. Мы ему помогли, чем могли, дали денег, шапку, что-то ещё из одежды, накормили. Было ему 27 лет, а выглядел на 60 – весь седой, без зубов. Отец его был учителем. Отца забрали как предателя, врага народа, а его забрали заодно с отцом. Указали на него пальцем. Подъехал черный воронок ночью и всё. Было ему всего лет 16-17.Отбывали где-то в Вечной мерзлоте за колючей проволокой. Цинга, другие болезни. Люди умирали, тут же хоронили. Когда пришёл к власти Хрущёв, за 24 часа ограждение сняли, довезли до какой-то станции и бросили. Как он добирался в Крым – не знаю. Он сидел и плакал – вся жизнь прошла.
1944 год
Составляли список греков в Феодосии. Отец Вани работал тогда в магазине, начальство приходило, брали под запись водку, яйца. Часто долг не отдавали. Один из них ( был большой начальник) набрал продуктов, а отец не дал их ему. Начальник говорит: »Ну, всё, попомнишь ты меня». И внёс его в список греков.
Список составляли, кого высылать. Кроме татар ведь высылали еще болгар, греков, немцев, армян, всех. Оставляли только русских и украинцев. А потом посылали сюда переселенцев из России.
Ванину семью выслали в Башкирию (Ишимбай). Ехали в вагонах для скота, по пути умерших выбрасывали из вагонов. С ними была беременная молодая женщина, совсем плохо ей было. Ехали целый месяц. Приехали голые, босые, а там холодно, снег, кто выживет? Поселили в бараке для скота. Голодали.
И в первый приезд их продержали полуголодными три месяца, потом появился новый начальник и отправил всех обратно, так как по паспорту они были русские. Но в Крыму их не приняли, выслали опять в Ишимбай, где они и остались уже на двенадцать лет до Хрущевской оттепели.
Понемногу стали находить работу. Дед устроился забивать скот.
Местные их боялись и презирали как предателей Родины. А когда наши стали там жить, крымские учили местных готовить овощи. Они садили баклажаны, перец, у них всё росло. Греки учили местных готовить баклажаны,делать соусы. Местные в основном ели пельмени.
А когда вернулись в Феодосию, дома были разграблены, частично разрушены. Суд? Нет, какой суд. Это зависело, как какой начальник посмотрит и решит, что делать...
Дорогие читатели! Продолжение рассказа будет про послевоенные годы в рыбацком посёлке на Азове. Кому интересно -заходите, подписывайтесь. Но, главное, если рядом есть очень пожилые люди, спрашивайте их, как они жили, какие фотографии у них остались. Не пожалеете, так как узнаете очень много неожиданно интересного и познавательного. Настоящая история - в памяти близких.