Найти тему
Угрюмый Алебардист

Реконструкция рыцарской посадки. Куширование-3 б

Оглавление

Говоря о рыцарской посадке нельзя вот так вот взять и не затронуть такой непосредственно влиявший на нее элемент как седло. К сожалению информации о седлах рыцарской эпохи, в виде большого обзорного исследования мне найти не удалось, (если кто-то из читателей владеет информацией по данному вопросу, прошу выложить в комментариях), поэтому рассмотрим рыцарские седла в самых общих чертах.

О чем нам могут рассказать рыцарские седла?

Итак, скорее всего изменение формы седла приведшее к появлению наиболее ассоциируемого с рыцарством «ясельного типа» происходили параллельно с распространением в воинской практике таранного удара. При этом существовавшие прежде в течение сотен лет способы применения копья в Европе, не привели к его появлению.

Рыцарские седла это низкие и жесткие седла без подушек, чья конструкция отвечала необходимости опустить центр тяжести рыцаря как можно ниже к спине лошади для облегчения сохранения равновесия.

В XI в., что видно по ковру из Байо, седельные луки не имеют яркой выраженности. При этом нам известно, что таранный удар в это время уже точно применялся и был известен порядка 100 лет.

-2

Следовательно таранный удар ростовым копьем высоких лук не требовал. Точно такой же вывод можно сделать и на основании казаков 19-20 веков, которые кушировали пики сидя на высоких седлах с подушками и коротких стременах.

В XII в. у седла появляется высокая и развитая широкая задняя лука - "ясли", она охватывает его талию и, как пишут Николль и Граветт: "принимает более строго вертикальную форму с большим наклоном к всаднику, чем раньше".

Автор рисунка ярко выраженный упиратель. К сожалению к картинке не дано никаких пояснений почему правый рыцарь не летит в другую сторону, ведь сила действия равна силе противодействия, ногами же он не держится.
Автор рисунка ярко выраженный упиратель. К сожалению к картинке не дано никаких пояснений почему правый рыцарь не летит в другую сторону, ведь сила действия равна силе противодействия, ногами же он не держится.
-4

В XIV в. вслед за задней увеличивается и передняя лука седла.

-5

В XV в. задняя лука значительно уменьшается и по высоте немногим превышает высоту ягодиц.

-6
-7

В XII в., как мы отмечали ранее, популярность таранного удара возрастает, но по-прежнему используются и уколы копьем. Так как увеличение задней луки ощутимо затрудняет как посадку в седло, так и спешивание, то оно должно было давать какое-то иное полезное в бою свойство. Хотя, по всей видимости, все же не принципиальное, коль скоро от него отказались в последующем.

Таким образом, велик соблазн усмотреть в появлении такой луки попытку создания упора для всадника. Ранее я уже говорил о том, что при такой высоте данный упор служит не столько средством поддержки, сколько травмирования позвоночника. А уменьшение задних лук в XV в., ( в это время таранный удар утвердился в качестве единственного варианта использования копья!) наглядно показывает, что высота задней луки эффективности или удобству таранного удара совершенно не способствует.

Для нанесения уколов задняя лука навряд ли может дать что-то полезное. Возможно такое седло обеспечивало более прочную посадку если конь становился на дыбы?

Или может быть высокая лука защищала не прикрытые доспехом ягодицы и поясницу всадника, которые были уязвимы для ударов сзади? А уменьшение высоты луки произошло после того как кираса и тонлет обеспечили «рыцарскому тылу» надежную защиту?

Так или иначе, благодаря анализу формы седел, мы приходим к выводу о том, что высота задней луки, не была прямопропорционально связана с эффективностью таранного удара и зависела от иных факторов, о природе которых нам остается только догадываться. Как всегда догадки и версии жду в комментариях.

Реконструкция посадки

Итак, в предыдущей статье мы рассмотрели заблуждения относительно рыцарской посадки, в первой части в статье проанализировали седло, теперь давайте перейдем к ее реконструированию. Начнем с головы:

- голова наклонена и обращена вперед, что бы видеть сквозь прорези в забрале

- корпус так же наклонен, немного смещен влево от продольной оси и развернут левым плечом под 45 градусов вперед возможно касается передней луки седла. О развороте плеча вперед говорят сразу несколько моментов:

  • А) узкий миндалевидный щит, чья форма и система ремней, позволяют прикрыть корпус от таранного удара только при развороте
  • Б) ассиметричное оплечье готических доспехов с выраженным пасгардом, явно сконструировано так, что бы отводить копейное острие.
  • В) тарч укреплялся на левом плече таким образом, что при фронтальном положении корпуса, вложенное в буше копье, имело угол направления слишком большой к направлению движения лошади и попадало в противника боком, а не острием. И только доворот корпуса позволял направить наконечник под острым углом в идущего слева противника.
  • Г) угол установки фокра к плоскости нагрудника таков, что как и в ситуации с тарчем для правильного расположения копья требовался разворот левого плеча вперед.

К тому же при наклоне вперед и развороте плеч, силуэт всадника становился меньше противнику было сложнее попасть, а самому всаднику проще закрыться щитом.

Помимо этого предельно сокращенные и напряженные мышцы брюшного пресса в уступающем режиме (негативная фаза движения) способны выдержать большую нагрузку, чем при строго вертикальном положении.

- ягодицы прислонены к задней луке седла

- ноги слегка развернуты носками наружу так, что бы обнимать бока лошади по дуге слегка согнутыми ногами, как можно плотнее.

- стопы плотно стоят на стременах. На левое стремя давление немного сильнее, так как корпус смещен влево. Правая ступня контролирует стремя что бы в случае утраты баланса и осаживании назад-вправо при пропущенном ударе опереться на него и восстановить равновесие.

Таким образом, по моему мнению посадка рыцаря выглядит примерно вот так:

Посадка на данном фото отражает описанную у меня посадку не со 100% точностью, но я описывал идеальную технику, а тут всадник действует сообразно своему мастерству.
Посадка на данном фото отражает описанную у меня посадку не со 100% точностью, но я описывал идеальную технику, а тут всадник действует сообразно своему мастерству.

О практике езды с укороченным стременем и о положении копья относительно головы лошади мы поговорим в следующих статьях.

Подписывайтесь, что бы не пропустить.

Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.

Делайте репосты! Deus Vult!

Ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!

Яндекс кошелек 4100110526699385