На выходные, я с друзьями ездил за город на шашлыки. Давно собирались и вот собрались. Вечером, мы разожгли костер и сытно поужинали макаронами с тушенкой, а потом еще и выпили для внутреннего обогрева.
Один из моих приятелей достал из прикрепленного к поясу футляра шприц, оттянул кожу на животе и ловко сделал себе укол. Потом он посмотрел на какой-то датчик, там же в футляре, и предложил выпить еще по маленькой.
Я несколько оторопел. – Все нормально, старик, – поспешил меня успокоить он, – сахар в норме. У меня же диабет, шесть лет назад обнаружили. Теперь вот на инсулине. A ты решил, что я, пока мы не виделись, торчком стал?
Конечно, ничего подобного я не решил. В отношении Павла это было бы бредом. У него молодая, на восемь лет моложе, жена. Двое детей, удачный бизнес. И физически он в полном порядке.
Так что на наркомана он уж никак не похож. Но и диабетиков я представлял себе совсем по-другому.
Помните злодея из первого «Парка Юрского периода», который яйца динозавров похитил. Толстый такой, в очках, неприятный, с одышкой – вот именно такими я себе диабетиков и представлял.
В общем, понял я, что ничего об этом заболевании не знаю. Как и большинство моих знакомых, кстати.
Между тем сахарный диабет – болезнь достаточно распространенная и весьма непростая. По некоторым оценкам, в России разными формами диабета страдают чуть ли не до четырех процентов всего населения. В мире же больных более 150 миллионов.
Об обычном инсулинзависимом сахарном диабете (ИЗСД) многого и писать-то не стоит. С ним, в основном, все понятно.
В β-клетках так называемых островков Лангерганса поджелудочной железы не вырабатывается гормон – инсулин.
Инсулин же организму жизненно необходим. Он обеспечивает окисление глюкозы в цикле Кребса, откуда мы с вами и получаем львиную долю всей необходимой нам энергии, участвует в создании запасов гликогена в тканях, а это наш незаменимый энергозапас, наконец, без инсулина глюкоза не смогла бы попасть внутрь клетки.
Так что совершенно очевидно, что для нормализации обменных процессов и восстановления здоровья человека, больного ИЗСД, необходимо вводить инсулин в организм извне.
Однако наряду с ИЗСД существует и другой диабет. Раньше его называли инсулин-независимым сахарным диабетом (ИНСД), сейчас чаще говорят диабет второго типа.
Вот он-то как раз и нуждается в пропаганде, так сказать...
Оказалось, что диабетом второго типа болеют в 15 раз больше людей, чем ИЗСД, и количество больных стремительно растет. Причем многие люди, долго болея ИНСД, об этом даже не догадываются.
Приходит такой человек, например, к окулисту с жалобами на ухудшение зрения. Окулист смотрит ему глазное дно и спрашивает: «Давно диабетом болеете? Лет семь, наверное?» «Каким диабетом?» – удивляется пациент и отправляется на обследование к эндокринологу.
A там выясняется, что и сахар крови давно уже зашкаливает, и все симптомы диабета в полном наборе: сухость во рту, жажда, слабость, снижение трудоспособности, кожный зуд, особенно в промежности, склонность к гнойничковым заболеваниям.
Жил себе человек и не обращал на все это внимания, а организм постепенно разрушался. Механизм же этого разрушения при диабете второго типа следующий.
Инсулин островками Лангерганса вполне себе вырабатывается, а вот глюкоза сквозь клеточные мембраны все равно не проходит. Потому что с мембранами что-то не то (что именно, пока доподлинно не известно).
В результате клетки недополучают питания, а уровень сахара в крови остается избыточно высоким.
С течением времени постоянно повышенный уровень сахара в крови сказывается на работе всего организма.
В первую очередь нарушается эластичность и проницаемость стенок мелких сосудов (микроангиопатии). Причем раньше других страдают сосуды ног (из-за застоя крови), почек и сетчатки глаз.
Подавляющее количество нетравматических ампутаций нижних конечностей – это как раз осложнения диабета.
Возникает диабет второго типа у людей с генетической предрасположенностью. Однако для того, чтобы предрасположенность стала болезнью, со стороны человека необходимы определенные усилия.
В первую очередь это лишний вес и длительное питание легко усвояемыми углеводами. То есть классическим фастфудом: гамбургером, чипсами, картошкой фри, хотдогом, очень сладким кофе.
Вспомните многочисленных голливудских героев-полицейских с их маниакальной любовью к фаст-фуду. СШA, кстати, одна из самых неблагополучных стран в отношении диабета и других болезней обмена веществ.
A вот если вес человека в норме, то его предрасположенность к диабету второго типа, скорее всего, так и не проявится. Более того, когда уже заболевший человек сбрасывает вес, сахар в его крови чаще всего нормализуется.
К сожалению, гиподинамия и избыточный вес – бич наших современников. В результате количество больных ИНСД постоянно растет.
Сорок лет назад им страдало от одного до полутора процентов населения развитых стран, сегодня, по разным оценкам, уже от шести до восьми процентов. И цифры эти постоянно растут.
Россия не исключение. Правда, выявляемость ИНСД у нас еще достаточно низкая. Поэтому-то и происходят диагностические сюрпризы у окулистов.
Повлиять на пропускную способность мембран человеческих клеток ученые пока не могут – механизм их проводимости изучен еще недостаточно. Остается влиять на образ жизни людей, что врачи и стараются делать.
Смысл лечения диабета второго типа в первую очередь в профилактике и лечении ожирения. Кроме того, больные вынуждены получать один-два раза в день специальные таблетки.
Особенно важно следить за весом и питанием людям, чьи ближайшие родственники уже болеют диабетом второго типа.
Для контроля веса, можно воспользоваться весьма простым приемом. Свой вес в килограммах следует разделить на квадрат роста в метрах. Нормой считается, если полученная цифра находится в пределах от 18 до 25. Свыше 25 – уже избыточный вес. Выше тридцати – ожирение. Чем больше цифра, тем выше риск диабета. Если больше сорока, то и риск огромен.
Конечно, диабетом второго типа может заболеть и человек с обычным весом, и даже с его дефицитом – все-таки это заболевание генетическое. Роль «спускового крючка» играют хронические заболевания, тяжелые психические и физические травмы, алкоголизм. Но в любом случае не страдающий избытком веса человек болеть будет легче.
Чтобы не пропустить начало болезни и не запустить ее, людям с отягощенной наследственностью и большим весом необходимо сдавать кровь на сахар каждые полгода. Остальным – после тридцати лет раз в два года, а после сорока лет – раз в год.
Выявленное заболевание, конечно, огорчит человека, зато даст ему возможность избежать последующих тяжелых осложнений (трофических язв, ампутаций, хронической почечной недостаточности, слепоты).
Что же касается образа жизни, то с выявлением диабета он существенно не изменится. Разве что станет более здоровым и осмысленным.
Вот имена некоторых диабетиков: Федор Шаляпин, Юрий Никулин, Элвис Пресли, Шерон Стоун, Сильвестр Сталлоне, олимпийский чемпион по плаванию Гари Халл и известный шведский футболист Пер Зеттенберг.
Болезнь не помешала им себя реализовать, так же как не мешает и сотням тысяч других, вполне нормальных и обычных людей, таких, как мой школьный приятель Павел.