29 ноября ереванскому ТЮЗ-у исполнится ни много ни мало 90 лет! Он всего лишь на 30 лет моложе своего создателя, народного артиста Арм ССР Тиграна Шамирханяна, юбилей которого был отмечен 5 мая. Памяти Шамирханяна в этом году была посвящена ежегодная церемония награждения национальной театральной премией "Артавазд", за что низкий поклон организаторам и лично председателю СТД Армении Акопу Казанчяну. Однако, до сих пор остается нерешенным вопрос переименования театра. Напомним, в мэрию города несколько лет назад было подано коллективное ходатайство от имени дочери артиста и группы худруков столичных театров с просьбой о присвоении ТЮЗу имени его создателя Тиграна Шамирханяна. Но прошение осталось без ответа, точнее – как потом выяснилось, чья-то властная и, видимо, шибко ведущая в культурных делах мэрская рука "завизировала" прошение, войдя в историю этого вопроса с фантастической по своей глупости формулировкой "считаю нецелесообразным". Имя твое неизвестно, чиновник, но "подвиг" твой бессмертен... А ТЮЗ? А ТЮЗ и ныне там!
Сегодня ТЮЗ — Ереванский муниципальный театр юного зрителя. Это определение сочли максимально подходящим и спасительным для театра, который на деле подчиняется Минкульту, но располагается в помещении, принадлежащем мэрии города. Из-за этой двоякости театр долго находился в «подвешенном» состоянии, в результате было решено перевести ТЮЗ в подчинение мэрии. Однако не стоит забывать, что рожденный в один день с Армянской ССР, ТЮЗ с 1940 стал называться Государственным театром юного зрителя им. А. Микояна. То есть, кому бы он ни подчинялся, де-юре продолжает носить имя Микояна. Есть о чем задуматься, не правда ли?..
4 года назад коллектив театра отказался отмечать день рождения ТЮЗа, пока ему не будет присвоено имя театра. «Мы отметим день рождения театра лишь после положительного решения вопроса о переименовании и присвоении ТЮЗ-у имени его основателя и первого худрука, народного артиста Арм. ССР Тиграна Шамирханяна», — говорит нынешний худрук театра, председатель СТД Армении, режиссер Акоп Казанчян. Но, кажется, мэрия как не спешила тогда, так и не спешит сегодня удовлетворить это ходатайство. Довольно странно, ведь Шамирханян, выходец из Шуши, основал первый в истории Армении театр для детей и не считаться с этим вкладом в развитие армянского театра просто недопустимо. Странная позиция мэрии… Напомним,что считают деятели культуры, художественные руководители других ереванских театров, многих из которых уже нет в живых.
«Мне кажется, на сегодняшний день ТЮЗ ярче остальных представляет собой пример не до конца определившего отношения властей к театрам в целом. Раньше все было значительно проще: театры находились под опекой государства, так как являлись его рупором, трибуной и т.д. Сейчас же не так — сейчас есть проблемы "более важные"... Тем не менее отрадно, что ТЮЗ был, наконец, взят под опеку мэрии и продолжает радовать зрителей постановками, достойно представлять Армению на международных фестивалях. Естественно, было бы прекрасно, если б театр стал называться именем создателя — давно заслуженная награда как ТЮЗ-у, так и самому Шамирханяну. Человек он был безмерно одаренный и, что самое главное, единственный на тот момент профессионал, получивший свое образование в Москве. Так что мы обязаны помнить и чтить имена тех, кому сегодня обязаны тем, что имеем!»
«Театры вообще должны называться именами тех, кто их основал. Для меня это однозначно, поскольку открыть театр, основать, дать ему жизнь — это великое дело! Часто говорят, что имя Шамирханяна, автора пособия по актерскому мастерству, известно только в узкопрофессиональных кругах. Есть такое дело, увы… Так назовите театр его именем, и вопрос разрешиться сам собой. Ведь это был яркий человек, умница, прекрасный образ для подражания. К сожалению, я не был знаком с ним лично, но я много хорошего слышал о нем от своего учителя Ерванда Манаряна, который был его учеником. Так что в определенной мере, можно сказать, считаю себя последователем Тиграна Аваковича. Ерванд Христофорович много рассказывал том, что Шамирханян был прекрасный знаток как армянского, русского, так и мирового театра, человек, владеющий мастерством не на интуитивном, а профессиональном уровне, основанном на глубоких знаниях, эрудит. Уверен, что он должен быть занесен, так сказать, в списки памяти, не просто своей огромной педагогической и режиссерской работой, но и тем, что он создал театр — это сложная и благородная миссия обязательно должна быть отмечена. Хотелось бы надеяться, что мэрия прислушается к этому мнению, и театр, наконец, обретет имя своего создателя».
«Мы говорим о необходимости воспитания зрителя, нашей молодежи, причем чуть ли не с младых ногтей, но не даем им ориентиры, не даем тех, на кого надо равняться. Молодой шушинский парень уезжает в Москву, оканчивает там Драматическую студию, затем Театральный институт, работает в театре им. Мейерхольда, а потом достигнут этих высот, оставляет все и приезжает в Ереван, чтоб открыть первый Армянский театр для детей. И сегодня имя этого человека забыто... Мне кажется, это недопустимо — на таких как Шамирханян держалась и держится наша культура, переименование театра просто необходимо!»
«Я с удовольствием подпишу петицию о переименовании театра. Много хорошего слышал о Шамирханяне от Манаряна, от Капланяна, от Аджемяна — от его учеников и коллег. О прекрасном педагоге, создателе своей системы актерского мастерства, об авторе прекрасного труда по актерскому мастерству. Это огромный пласт нашей культуры, и мы не имеем права забывать его. Это представитель той созданный культуры, на проценты от которой, можно сказать, существует не только сегодняшний театр, но и наша культура».
«Задержка в решении вопроса переименования упирается в некомпетентность тех, кому предоставлена сегодня возможность решать какие-то вопросы. Мой друг Ваграм Саакян как-то очень точно пошутил — чем отличается марзпет времен Тиграна Великого от современных. Ответ: те умели писать и читать. Вопрос: и всё?.. Ответ — а что мало? Хочется верить, что когда-нибудь вернутся грамотные люди, и вопросов, типа, названия театра именем его создателя по определению стоять не будет, потому как это будет самом собой разумеющимся. Хочется верить… »
«Считаю, что театр должен быть назван именем его основателя, ведущего армянского режиссера, создателя прекрасного театрального репертуара. Не лишним будет вспомнить, что именно с его руки театр был назван именем его одноклассника по Нерсисяновской семинарии Анастаса Микояна, и сделано это было преднамеренно, как единственная возможность оградить театр от длинных рук правоохранительных органов в те нелегкие годы, речь идет о сталинских репрессиях. Театр переименовали, а Шамирханяна переназначили, и он возглавил театр, которым я имею честь сегодня руководить. За три года в театре им. Сундукяна под руководством Шамирханяна был создан обширный репертуар! Его учениками были люди, которыми мы сегодня гордимся — Генрих Оганесян, Ерванд Манарян, Эдгар Элбакян, Сос Саркисян и другие. Яркий режиссер, актер — мой отец много рассказывал о нем, отзывался с большой любовью… Увы, увидеть его театральных работ мне не довелось, но мы можем видеть его в первых фильмах Амо Бекназарова «Шор и Шоршор», «Намус»… А в 1949 году он стал председателем Армянского театрального общества, то есть нынешнего СТД. Как можно обойти вниманием такого человека? Как можно вообще дискутировать и обсуждать тему названия театра именем Шамирханяна?»
«Театр, которым я сегодня руковожу, основал ученик Шамирханяна — Ерванд Капланян. Любимый ученик! Именем Соса Арташесовича назван созданный им театр. Именем Армена Мазманяна — театр «Гой». Так как может не называться именем Шамирханяна, учениками которого и последователями являются вышеуказанные деятели, рожденный им театр? Это нонсенс. Увы, явление, распространенное в нашей культуре. Но надо с чего-то начинать. Проснитесь, друзья, это наша культура, наша история — нельзя, недопустимо ее забывать, пренебрегать ею…»
«Шагая предначертанной дорогой в будущее, мы забываем имена тех, кому обязаны своими достижениями. Я лично считаю себя ответственным в первую очередь перед именем основателя нашего ТЮЗ-а — Тиграна Шамирханяна. Нахожу, что театр непременно должен носить имя человека, который в самые трудные годы взвалил на свои плечи непосильную ношу и ответственность за создание театра, ставшего не только очагом культуры, но и кузницей кадров, в дальнейшем обогативших многие сценические площадки столичных театров. По сути, он создал уникальную школу, которая стала одной из легенд армянского театра. Поэтому мы и сочли необходимым обратиться к мэру города с просьбой о присвоении театру имени его создателя Тиграна Аваковича Шамирханяна. Хочется надеяться, что нас все же услышат и справедливость восторжествует!»
И еще одно мнение — точнее, отрывок из письма, направленного в мэрию, на котором была четко и ясно выложена резолюция: «Находим нецелесообразным переименование театра».
«Думаю, что театр непременно должен носить имя своего создателя. Это правильно, тем более что, на мой взгляд, Тигран Шамирханян, блестящий деятель и творец, не до конца оценен. Я работал при его руководстве. Могу сказать, что это был прекрасный театр. Созданный по идее для детей, он привлекал своими оригинальными постановками к себе абсолютно всех — даже людей преклонного возраста. До сих пор помню эти постановки — острые, интересные, глубокие...
Искусство — это часть истории, и чем лучше мы помним и знаем истоки, тем легче идти по дороге в будущее. Уверен, увековечив именем создателя театра — народного артиста Арм. ССР Тиграна Шамирханяна, — можно дать столь необходимый сегодня толчок юным дарованиям создать свой Новый Театр, с надеждой, что их имя также не будет забыто».