Найти тему
Непопулярное мнение

Микротранзакции - всегда зло?

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Уверен, вас уже достало упоминание микротранзакций в играх. Это ведь всегда "одно по одному": злые капиталисты пихают в игры новые способы выжимания из игроков бабла, игроки страдают. Но... что если вопрос чуточку сложней, чем может показаться? Думаю, вы бы не приходили на кафедру Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, если бы тут не имели привычки делать странные выводы.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Уверен, вас уже достало упоминание микротранзакций в играх. Это ведь всегда "одно по одному": злые капиталисты пихают в игры новые способы выжимания из игроков бабла, игроки страдают. Но... что если вопрос чуточку сложней, чем может показаться? Думаю, вы бы не приходили на кафедру Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, если бы тут не имели привычки делать странные выводы.

О чём, вообще, речь?

Чисто технически, по изначальному определению, покупка DLC "Кровь и Вино" к Ведьмаку - это тоже микротранзакция, но мы её таковой не считаем. Потому что для игрока это выглядит, как процесс оторванный от игры. Ты заплатил деньги и получил крупный шмат сюжета, без которого оригинальная игра может существовать и быть крутой. Так же и тут.

Иными словами, говоря "микротранзакции", мы подразумеваем "внутриигровые" или "приравненные к таковым" покупки.

То есть, микротранзакции нужны для того, чтобы купить какую-то штуку непосредственно внутрь уже существующей игры. Желательно, дающую игровое преимущество, или же облегчающую игровой процесс. Изначально штуковину придумали авторы всевозможных бесплатных MMORPG. То есть, как бы, поиграть можно бесплатно, но поиграть, не испытывая боль - только если ты платишь.

Это даже отразилось в речи. То, что изначально звалось free-to-play (то есть, литературно "не плати, чтобы играть"), в устах игроков превратилось в pay-to-win ("заплати, чтобы победить").

Однако, для тех ММОшек данное поведение было, так сказать, "способом выжить". Потому игровое сообщество, как бы, смирилось с микротранзакциями в подобных проектах. Однако, как вы понимаете, как только появляется успешная стратегия заработка, она, обязательно будет тиражироваться.
Однако, для тех ММОшек данное поведение было, так сказать, "способом выжить". Потому игровое сообщество, как бы, смирилось с микротранзакциями в подобных проектах. Однако, как вы понимаете, как только появляется успешная стратегия заработка, она, обязательно будет тиражироваться.

Нет такого преступления...

"...на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли".
Томас Джозеф Даннинг

Сегодня мы не будем говорить об уместности микротранзакций в ММОшках. Мы даже не будем говорить об уместности микротранзакций в мобильных играх. В конце концов, с точки зрения игрового сообщества бесплатные ММОшки, как и мобильные игры - это "не настоящие игры". С ними всё ясно: ты либо платишь огромные деньги, которых игра не достойна, либо не имеешь права на получение минимального удовольствия. А, значит, просто делаем вид, что этих игр не существует. Как и убийств чернокожих альбиносов из религиозных побуждений.

Куда интересней дело происходит, когда речь заходит об играх, продающихся по полной цене. Напомню, что на момент конца 2019 года, "полная цена" - это 60 долларов в США, и около четырёх тысяч рублей в России, без учёта регионального благословения Святого Габена.

Пихать микротранзакции в игру, за которую вы уже получили деньги в полном объёме... кажется, тут совершается преступление против человечества, разве нет?

Ну, "преступление против человечества" - это слегка громковато.  А вот опозориться по полной программе - это можно. В конце концов, ту же самую Electronic Arts уже признали за её отношение к мироктранзакциям самой настоящей корпорацией зла. Хуже только Тодд Говард, являющийся перевоплощением короля Георга III. Что же, надевайте противогазы - мы погружаемся в воню-у-учую жижу.
Ну, "преступление против человечества" - это слегка громковато. А вот опозориться по полной программе - это можно. В конце концов, ту же самую Electronic Arts уже признали за её отношение к мироктранзакциям самой настоящей корпорацией зла. Хуже только Тодд Говард, являющийся перевоплощением короля Георга III. Что же, надевайте противогазы - мы погружаемся в воню-у-учую жижу.

Разбираемся в сортах микротранзакций

Итак, что у нас в "сортах" бывает? Как говорилось уже выше, принято разделять DLC и микротранзакции. Делать вид, что это "не одно и то же". Как бы, уже на этом моменте мы с вами понимаем, что "микротранзакции - не всегда зло". Просто потому, что такое разделение, в принципе, стало возможно. Но, ради разнообразия, мы будем делать вид, что микротранзакции и DLC вот всегда-всегда были разными штуками.

Косметики. Штуки, которые меняют внешний вид персонажа, его оружия, шмоток и всякого остального. Не влияют на игру. Покупают их только люди, у которых есть лишние деньги, или унтерменши. Остальным, как бы, наплевать. Годятся, чтобы поржать в стиле "куда люди только деньги не тратят". В силу вышеуказанных причин - вещица безобидная.

Преимущества. Штуки, которые ты покупаешь, чтобы быть круче. Уникальные пушки, которые бьют в пять раз больнее, просто аура черезмерного пафоса, поглощающая урон. Однозначное зло, ибо даёт одному игроку преимущество над другим. Побеждает не лучший, а больше заплативший.

Энергия. Вид микротранзакций, слава богу, в "настоящих" играх не замеченный. Это когда ты платишь за то, чтобы сбросить таймер, запрещающий тебе играть дальше в игру прямо сейчас.

Тайм-сейверы. Это когда ты платишь за то, чтобы уменьшить рутину. Ты не получаешь ничего, что не могли бы получить другие игроки, отказывающиеся платить бабло. Просто ты получаешь это быстрее, меньше играя. Вещица спорная, но, её принято относить к преимуществам. Но лишь в последнее время. Годы назад, напротив, тайм-сейверы считались невинным средством монетизации.

А, чтобы всем было приятней и веселей, сейчас модно пихать всё, указанное выше, в лутбокс. В итоге, игрок даже не может выбрать, за что именно он платит: он платит за шанс на выпадение штук, часть из которых может быть ему интересна, а часть - быть банальными косметиками. Причём, ещё и уродливыми.
А, чтобы всем было приятней и веселей, сейчас модно пихать всё, указанное выше, в лутбокс. В итоге, игрок даже не может выбрать, за что именно он платит: он платит за шанс на выпадение штук, часть из которых может быть ему интересна, а часть - быть банальными косметиками. Причём, ещё и уродливыми.

Но ведь есть ещё и синглплеер!

В целом, на данный момент общество сошлось во мнении: лутбоксы - это нормально, если они бесплатные, и платно их преобрести нельзя. Преимущества и тайм-сейверы - зло. Косметики безобидны, и относятся к категории "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось".

Но всё это касается мультиплеерных игр, где игроки соревнуются друг с другом. Но что насчёт игр синглплеерных и кооперативных? Игр, в которых игрок, заплативший больше, не мешает никому?

Ведь все преимущества и таймсейверы плохи, потому что они вредят игре, сама суть которой - честное или условно-честное соревнование с другими игроками. Но в чём вред покупки игрового преимущества, если соревнования никакого и нет?

Люди, уставшие от войны с жадностью разработчиков и издателей, разумеется, по инерции стали ненавидеть микротранзакции в синглплеерных играх. Их легко понять: казалось бы, ты уходишь от соревнований в уютный, свой собственный мирок, а тут от тебя требуют заплатить ещё денег за то, чтобы играть! Ужас!
Люди, уставшие от войны с жадностью разработчиков и издателей, разумеется, по инерции стали ненавидеть микротранзакции в синглплеерных играх. Их легко понять: казалось бы, ты уходишь от соревнований в уютный, свой собственный мирок, а тут от тебя требуют заплатить ещё денег за то, чтобы играть! Ужас!

Подмена понятий

Вот только это не так. НМ видел развитие микротранзакций в однопользовательских играх. Он видел их в Асассинах, начиная с Чёрного флага. Видел их в скандальных "Тенях войны" - это те, которые про орководчество в Мордоре. Он их видел много где.

И, знаете что... ни разу он денег не занёс.

Потому что покупка тайм-сейвера или преимущества в однопользовательской игре, это не экономия времени, это... потеря времени. Просто потому, что соревновательные игры и однопользовательские имеют в своём ядре разную идею. Для соревновательной игры главное, это именно соревнование. Столкновение с живым противником. Всё остальное - унылая подготовка. И заплатив реальные деньги, ты сохраняешь своё время.

В однопользовательской игре всё иначе. Эта рутина, это убийство мобов, этот сбор лучшей экипировки для персонажа, это и есть игровой процесс.

Иными словами, все микротранзакции, кроме "косметиков" в однопользовательской игре нужны не для того, чтобы "играть больше", а для того, чтобы "играть меньше". Сама идея того, чтобы платить деньги, чтобы играть меньше, абсурдна. Это, буквально, не имеет смысла.
Иными словами, все микротранзакции, кроме "косметиков" в однопользовательской игре нужны не для того, чтобы "играть больше", а для того, чтобы "играть меньше". Сама идея того, чтобы платить деньги, чтобы играть меньше, абсурдна. Это, буквально, не имеет смысла.

Игровой баланс сломают!

Многократно НМ слышал теорию о том, что в однопользовательских играх, буквально, будут ломать игровой баланс. Балансировать игру под микротранзакции изначально, как это делалось в старых фритуплей проектах. Вот только, даже в "Тенях войны", которые люди любят приводить в качестве примера, НМ не увидел ничего подобного. Баланс "Теней войны", в которых были микротранзакции, оказался даже более щадящим, чем в "Тенях Мордора", где микротранзакций не было. Просто "Тени войны" тупо длиннее своего предшественника, а потому репитативность процесса и ощущается.

Достаточно тупо откладывать игру каждый раз, когда она надоест, и возвращаться к ней, когда соскучишься. Я так в Скайрим играю. А в нём нет микротранзакций. В смысле, не было в 2011 году, когда он только вышел.

Весь сок в том, что микротранзакциям не обязательно быть обязательными, чтобы приносить кучу бабла. НМ, как играл в Асассина, не платя ничего сверх стоимости копии, так и играет. Он прокачивается до максимума задолго до конца игры... и для него момент максимальной прокачки - самая скучная часть игры, ведь, с одной стороны, победы достичь слишком легко, а с другой - за победу не даётся никакой ценной награды. Раньше и вызов был, и очки опыта-денюжка капали на счёт. А зачем зачищать аванпост, когда ты это делаешь в три плевка, но не получаешь награды?

Бояться того, что микротранзакции сломают игровой баланс одиночных игр, это всё равно, что бояться того, что радикальные феминистки придут к власти во всех странах мира и кастрируют всех мужчин. Что радикальные феминистки, что жадные разработчики получат по лицевым хелицерам куда как раньше, когда попытаются сделать это в рамках какого-то конкретного проекта. В худшем случае погибнет очередная пара хороших игровых франшиз, но на глобальном уровне ничего непоправимого не случится
Бояться того, что микротранзакции сломают игровой баланс одиночных игр, это всё равно, что бояться того, что радикальные феминистки придут к власти во всех странах мира и кастрируют всех мужчин. Что радикальные феминистки, что жадные разработчики получат по лицевым хелицерам куда как раньше, когда попытаются сделать это в рамках какого-то конкретного проекта. В худшем случае погибнет очередная пара хороших игровых франшиз, но на глобальном уровне ничего непоправимого не случится

Нет будущего, кроме того, которое мы создаём сами

Потому что ничего непоправимого не случилось до сих пор. Просто создаются разные ниши. Иногда эти ниши взаимоисключающи, а иногда способны сосуществовать. В соревновательных нишах, очевидно, не получается сосуществовать игрокам, которые готовы платить за преимущество, и тем, кто не готовы платить. В результате игроки перераспределяются по разным нишам.

В однопользовательских играх всё иначе. Одни приходят в игры за игровым процессом, и платят только за копию игры. Другие приходят, чтобы почувствовать себя, буквальными, богами, а потому, готовы прикупить внутриигровых преимуществ. Поскольку ни одна из двух категорий игроков в рамках проекта не способна повредить друг другу, все счастливы.

Это хардкорно: просто не мог не посмеяться, когда услышал от одного и того же человека всего за десять минут разговора следующие два тезиса: "современные игры стали слишком простыми" и "они будут усложнять игры, чтобы ты платил больше". Как говорится, либо крестик снимите, либо срам прикройте.

Иными словами, с точки зрения НМа, микротранзакции в современных играх, это не зло, а лакмусовая бумажка. Впрочем, это, как всегда, всего лишь непопулярное мнение.

На следующей неделе давайте поговорим об утверждении, что "выживачи всех достали".
В понедельник у нас будет время для бесед о гражданской войне в США.
А во вторник обсудим явление гендерной дисфории.
Ну, а в комментариях ниже вы можете высказаться на тему того, является ли текст статьи настоящим мнением автора, его иронией или же постиронией.