Добрейший денечек, дорогие читатели Спинты С Пинтовны.
Часть из того, что я здесь расскажу, уже упоминала в статьях принципы абьюзивной музыкальной педагогики (часть 1), изнасиловать постановкой рук. Но, тем не менее, поделюсь с вами своим личным опытом.
Да, возможно, кому-то из читателей со стороны покажется, мол, раз я якобы хаю преподов, то проблема явно во мне. Но, дорогие мои, такое самообвинение - тоже одна из серьезных ошибок разума, сильно мешающих нам. Плюс, несмотря на то, что мне однажды попался неважнецкий препод по вокалу и препод по басу (который будто бы специально делал так, чтобы играть я начала как можно позже), скажу вам один существенный факт.
Хороших и качественных педагогов в любой сфере реально мало, стать хорошим преподом - это мега-труд, постоянная работа над собой, очень высокого уровня критическое мышление, понимание и чувствование людей, а также умение с ними работать, умение признавать свои ошибки и пересматривать привычные способы действия.
Согласитесь, что очень мало людей в принципе обладает этими качествами, не так ли? Также такие качества очень непросто в себе развить. Потому, прежде, чем сказать, что это ученик, дебил такой-эдакий, свалив всю ответственность на него, задуматься лишний раз было бы логичнее.
В чем же заключалась моя лично ошибка?
В том, что я не послушала себя, свой предыдущий опыт и свое тело. Сейчас мне в Фейсбуке в опции "воспоминания" прилетают мои старые закрытые посты, где я вечно иронизировала над собственной кривостью, а также - над собственной старостью (в 33 года? WTF?). И это, начав заниматься в конце сентября прошлого года, было уже понятно в ноябре-декабре. Сейчас я чётко вижу отправную точку, с которой в принципе можно было понять, что "по-доброму давать шанс человеку" не стоило, что надо искать другие способы, другие методы и других людей. Но я настаивала. Уговаривала себя вполне успешно.
Я надеялась, что просто, благодаря методичности, "перестрадаю" эту начальную стадию с инструментом в руках, и пройдет какие-то месяца три, когда я буду разбирать произведения и, наконец, заниматься музыкой, отрабатывая мелочи уже в бас-гитарных партиях композиций.
Вот, начнутся серьезные трудности, и ты бросишь.
- Сказала мне знакомая, с которой мы рассорились. Я будто бы и ей в том числе что-то хотела доказать, не бросая до последнего.
Так в чем же дело было?
Надо сказать, единственное, что мой препод делал хорошо - внешне приличное поведение и вполне дружелюбный фасад (хотя, надо сказать, его несколько раз прорывало, когда я для прояснения вопроса пыталась сказать все то же самое, что и он, только своим языком, чем пару-тройку раз вызвала бугурт).
Помимо этих коротких взрывов (предпосылки которых я уже потом научилась определять и благополучно, в ущерб себе, правда, "схлопывать" ситуацию быстренько со своей стороны), человек внешне себя вел так, что мне казалось, будто по отношению ко мне настроены лояльно. Даже кокетливо травил шутки, видя, как я волнуюсь и переживаю за качество сделанного. Так что я бы подвоха и не нашла.
Однако, не все так радужно было.
Друзья, вот есть ли среди моих читателей преподаватели музыки? Послушайте, просто расскажу вам несколько пунктов.
- За год учебы игры на бас-гитаре я толком не играла произведения, даже самые простые. Сначала мне дали одну песню, причем, в виду простоты мелодического хода и имея опыт в музыкалке, хороший слух и опыт игры в группе на клавишных, я эту песню удачно сняла. Но ее с меня быстро сняли, так как я (хоть и нашла кое-как ноты на грифе, тупо воспользовавшись слухом), но судорожно за гриф хваталась и вся история с работой над постановкой рук "летела в тартарары" (и естественно, поскольку инструмент и тип инструментов мне не знаком был ранее, я косячила, да, и по ритму косячила, потому что то не успевала, то было тяжело, ну и ты ды). То есть, проблема заключалась в том, что я, не играя ранее на струнных инструментах и вообще имея некий взрыв мозга после клавишных, должна была сделать её практически сразу вменяемо, не забывая при этом про руки, найдя все ноты, и не портя идеальную постановку рук. Зашибись, короче.
- При этом искать, тыркать и механически запоминать ноты на грифе мне не давали. Поисковое "тырканье", которое - в принципе, я так понимаю, нормальная-человеческая часть процесса (особенно учитывая, что после клавиатуры фортепиано гриф бас-гитары для меня - темный лес), воспринималась как: "Неразумные, хаотичные, нервозные и нерациональные действия".
Меня одергивали каждый раз, когда я пыталась это сделать методом: "один раз не попала, второй раз попала".
Как я должна была сделать и решить эту задачу? Очень просто, ха-ха :))
Я должна была... Тщательно подумать, посчитать N-ожды в голове, прежде чем взять ноту. И никакого метода проб и ошибок.
- Что я играла тогда? Играла упражненьки с переходами по струнам, также - на левую руку и на синхронизацию рук, при этом постоянно контролируя, что у меня с руками происходит. Все бы вроде прилично, но на уроках это было так.
Во-первых, постоянные: "Так, стоп!", из-за чего количество "незавершённых гештальтов" множилось, во-вторых: "Спинто, Ме-длен-но! Говорю же тебе, медленно! А ты меня не слушаешь". Тоже вроде все прилично и выглядит так, будто это С Пинтовна такая непослушная, все куда-то спешит, ибо хочет взлететь аки дилетант по шкале Даннинга-Крюгера, но нет. Я тщательно, великолепно слушаю педагога. И действительно играю медленно. Беру целую ноту, долгую, медленную, целую: "Дыннннь!" - и она висит в воздухе. Казалось бы, медленнее уже нельзя. Но, бубёныть... "Медленно" - это значило то, что движения моих рук должны были превратиться в слоу мо. Вот, что это значило.
Вы прикиньте, насколько это противоестественные вещи? И, конечно же, я не могла с ними справиться. Не удивительно! Но... Искренне полагала тогда, что это правильно и нужно (хотя, тень сомнения пробегала эпизодически).
Второй тревожный сигнал был в конце весны, в апреле-мае.
Со всеми этими переходами, переборами, упражненьками и "слоу мо" на уроках я дошла до края. Эпизодически у меня было такое чувство, что я чем больше занимаюсь, тем хуже все получается или вообще, что количество моих домашних занятий никак не влияет и не коррелирует с положительной оценкой препода моего масштаба работ. При этом, конечно, фраз типа: "Ты ни хрена не занимаешься", я не слышала, но "Это никуда не годится" уже стало чем-то типа: "Если каждый раз, когда я это слышу, мне бы давали по доллару, я бы уже купила домик на Мальдивах".
Короче, в определенный момент меня серьезно переклинило.
- Я поняла, что без подходящего ощущения душевно-экзистенциальной тошноты просто не могу взять дома инструмент в руки.
- У меня стали появляться деструктивные мысли. Трэшовые. Например. Искреннее желание, прийдя на территорию "Правды, 24" (где мы занимались) за свои традиционные 10-15 минут до урока, зайти в сортир, подержать руки под холодной водой и...хлобызь! Чтобы пальцы были такими расслабленно-макаронными и податливыми, как хотел мой препод.
- У меня полезла психосоматика (и я реально не шучу по поводу аллергии на бас): то плечо заболит, то спина, то локоть, сломанный глубоко в детстве, без всяких погодных причин как завоет-заболит, то ещё что-то.
В один прекрасный момент я решила поговорить с преподом. Ну а чо, собственно говоря, думаю: "Я человек взрослый, поговорю, решим."
Поговорили. Причем, вроде как, успешно.
Правда, все равно были странности и приписывание мне каких-то не известных мне мотивов.
Ты относишься к такому тип людей, которые воспринимают уроки по бас-гитаре как миссию. Типа, ну вот, ну я, я - серьезный человек, ответственный и все такое. Для тебя это - миссия.
- вот, что мне было сказано. От себя, с оглядкой назад, скажу так: "Да, ёшкин-кошкин, миссия! Потому что я не могу жить без музыки. Потому что я, туды ж его в качель, жалею. Страшно жалею о том, что в 2012 году свернула всякую музыкальную деятельность, при этом видя очевидный бесперспективняк на сцене в плане клавишника с фортепианным скиллами, я хотела сменить специальность, научиться и вернуться на сцену. Да, миссия, ёпырысыты... Потому что мне за тридцать, на сцену хочется, а десяти с гаком лет в запасе нет. И, собственно, что?"
Ладно, миссия так миссия. Разрулили на тот момент, но это, как я потом уже поняла, была лишь попытка "отсрочить конец".
Мы стали играть гаммы. Я более-менее стала запоминать хотя бы, в какой позиции и на какой ступени что находится (при этом гриф и ноты на нем я как не знала, так и не знала, а "поиском" и методом проб и ошибок мне по-прежнему не разрешали пользоваться).
Препод временно даже забил на то, насколько "красявенько"-"ортодоксальненько" стоят мои ручки. Но потом стал забибикивать меня этим вновь.
Если ранее мне просто, через вот это: "Тааак, стоп!", не давали доиграть до конца переборчик, то теперь мне стали так не давать доиграть до конца мажорную гамму "от рандомного лада" и гармонический ход из трёх трезвучий ("ну сыграй K64, раз тебе надо что-то хоть играть как партию").
И вот... Я снова вижу те, майские ощущения. Снова желание разбить себе пальцы, раз они так несовершенны.
Ну что же ты хотела. На фортепиано руки по-другому работают. Если бы ты раньше не играла на фортепиано, мы бы быстрее с постановкой рук на бас-гитаре управились.
Ага, щаззз!
Вообще-то, второй, третий и далее музыкальный инструмент идёт легче и легче, как и второй-третий иностранный язык.
Фортепиано виновато, Спинто не слушает его, имея почти абсолютный слух, слоу мо не делает... "Миссия"... Кто ещё виноват?
Финита ля комедия.
Я попробовала поговорить во второй раз, тем более, что в первый человек (хоть и гнал что-то в полунегативном ключе про меня и "Миссию") всё-таки пошел навстречу. Но теперь уже - фигушки было мне.
Ты все придумываешь, твои ощущения ложны.
Исправлять и работать...над чем? Над "кукушкой"? (Головой, прим. С Пинтовны)
Мне не нужна обратная связь, спасибо.
Иди, успокойся.
Вот так все и закончилось. Естественно, ощущение разбитости, а также то чувство, что я теперь (приняв решение, что и бас я возьму на самообучение по интернетам-ютубам теперь) испытываю такое мега-отвращение (в первую очередь) к себе самой, что мне хочется максимально подальше убрать от себя этот музыкальный инструмент.
Ладно, завершаю свои многабукфф.
В качестве вывода. Друзья! Будьте внимательны, работая с преподом по музыке, в первую очередь по отношению к себе. Что-то не то происходит? Лучше перестать изображать из себя героя. Это стоит вашего времени, нервов и денег (кстати, я так почти целую заграничную поездку полу-дикарем по финансам профукала).
Искренне ваша,
Спинто С Пинтой.