В редакцию пришёл вопрос: «Ребёнку 2 года, и он бросает занятие, швыряет игрушки, если не получается. Я пересматриваю их, вдруг они слишком сложные или неудачно сделаны и вроде все ок.
Например, один раз получилось, второй — нет. Плачет и швыряет тогда, зовёт чтоб я сделала (карандаши в баночку составить, кольца на пирамидку надеть, паззл составить) хотя у самого получалось.
А ещё, чуть не так что-то вышло (куличик в песочнице) он кричит «Не получается!» и ломает. А там ну чуть-чуть бочок может кривой. Откуда он эту фразу взял, не знаю. Всех родных проинструктировала не комментировать никаких его действий. Стараюсь в такие моменты говорить «А мне нравится». Но вот с формочками прямо остро: чуть задел и всё, не то».
На вопрос отвечает Анна Федосова — психолог, Монтессори-педагог, консультант по развитию и воспитанию детей.
Что поможет чувствительному ребёнку
Все люди разные, встречаются особенно чувствительные к неудачам и требовательные к результату дети. В такой ситуации важно постепенно убеждать малыша в том, что несовершенный результат — часть процесса обучения новому.
При всякой возможности отмечайте вложенные усилия: я вижу, что ты попробовал несколько раз; я вижу, что ты как следует постарался; смотри, после двух неровных куличиков тебе удалось сделать по-настоящему ровный со всех сторон; попробуй, пожалуйста, ещё один раз, я хочу понять, что именно тебе сложно.
Отмечайте разные стороны продукта: у этого кулича неровный бок и очень чёткая картинка сверху; у этого кулича осыпался край и он очень ровно стоит. Давай попробуем сделать кулич поровнее, чтобы так же чётко был рисунок/кулич стоял так же ровно.
Ваш сын предельно чётко знает, чего хочет, и ясно видит, что не добился желаемой степени совершенства. Это раздражает, даже злит. В этот момент приятно, когда с тобой разделяют твои чувства, а не убеждают, что ваши планы и огорчение, что не удалось исполнить их — пустяки.
Ну представьте сами: вы решили покрасить кофту в цвет фуксии. Давно мечтали о таком ярком акценте в гардеробе, купили бледно-розовую юбку для обновлённой кофты. Покрасили — а она красная. И с розовой юбкой вот ну вообще никак не надеть эту красную до алого, и весь гардероб ваш не сочетается ни с красным, ни с белым... А вам в этот момент начинают нахваливать вашу потрясающую кофту и делать вам комплименты.
Какие будут ваши чувства? Рискну предположить, что это только раззадорит вашу досаду. Так же и сыну отрицание значительности повода, который ему кажется достойным недовольства только усиливает раздражение.
Погорюйте вместе с сыном, выразите свою веру в то, что в другой раз получится лучше, будьте терпеливы за вас обоих и дайте человеку самому приноровиться к факту, что не получается всё сразу и идеально. Это часть взрослости — уметь принимать ограниченность и конечность ситуации, и она наживается душевной работой.