Найти в Дзене
Мир творческих людей

Загадочный Ян Вермеер

Жизнь и творчество Яна Вермеера, о котором последние полтора века говорят всё чаще, состоит в основном из легенд и домыслов. При жизни художника картины его расходились, однако ажиотажа на них не было, впрочем, как и после его кончины. Лишь к концу девятнадцатого столетия интерес к полотнам Вермеера проснулся, но многие работы были уже утеряны либо же их владельцы даже не предполагали ценность картин. Да, собственно, и о самом художнике сведений практически нет.

Всё, что удалось узнать, собрано по крохам из официальных документов — накладных, закладных, поручительств, расписок и прочих сухих бумаг, которые позволяют лишь установить хронологию некоторых событий жизни художника.

Никто не знает даже даты рождения Вермеера: по церковным книгам можно выяснить только дату крещения мальчика — 31 октября 1632 года — и место, где это произошло, — небольшой городок Делфт в Нидерландах. Также известно, что в 1653-м он состоял в гильдии Святого Луки в качестве торговца искусством. Это позволяет предположить, что Вермеер до этого как минимум шесть лет обучался у кого-то из мастеров — это обязательное условие вступления в гильдию.

Есть сведения и о женитьбе художника на Катарине Болнес, с которой у художника родились 15 детей — много даже по меркам того времени. Правда, четверо из них умерли в раннем возрасте.

Ещё известно, что на жизнь большой семье художник зарабатывал не картинами — писал, судя по всему, немного, примерно два полотна в год. На данный момент подлинными считаются всего лишь 34 работы. Однако писал на заказ — для богатых коллекционеров и меценатов, которые могли хорошо заплатить.

Тем не менее его основным заработком была оценка живописи. По сути, Вермеер был экспертом, устанавливающим подлинность полотен, причём весьма авторитетным специалистом. Настолько, что дважды возглавлял свою гильдию.

Однако начавшаяся война с Францией притупила интерес к искусству, и живопись перестала быть ходовым товаром. Материальное положение Вермеера пошатнулось, а потом и вовсе оказалось ужасным. Вероятно, на нервной почве он заболел и внезапно умер в 43 года, а оставшееся от него наследство жена раздала кредиторам.

Самой знаменитой картиной Яна Вермеера является «Девушка с жемчужной серёжкой», иначе её называют «северной Моной Лизой». Удивительно, но название полотну дал вовсе не автор, а искусствоведы, готовившие выставку работ художника в США. Причём было это совсем недавно — в 1995 году.

-2

Более-менее ясная история картины начинается во второй половине позапрошлого века, когда её купил на аукционе коллекционер де Томбе, отдав за полотно — вы не поверите! — всего-навсего 2,3 гульдена! Это приблизительно 27 долларов: и если на сегодняшний день менее известные картины Вермеера стоят миллионы, то «Девушка с жемчужной серёжкой» поистине бесценна!

После смерти де Томбе картина была передана в художественную галерею Маурицхёйс, где находится и по сей день. Однако споры вокруг неё не утихают. Самые горячие разворачиваются как раз по поводу серёжки — действительно ли она жемчужная.

Так, художник-любитель Винсент Ике опубликовал статью, в которой делает весьма смелое предположение:

«Главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…»

Из этого Ике делает вывод, что украшение либо серебряное, либо из полированного олова.

С ним согласились и специалисты из музея, утверждающие, что и размер жемчужины неестественно велик: если такие и встречались, то лишь у очень богатых людей. Однако, говорят искусствоведы, «были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».

В общем, и жизнь, и творчество художника несмотря на тщательные исследования остаются загадкой, и чем больше историки и искусствоведы погружаются в изучение данной проблемы, тем больше возникает новых вопросов.

Прим.: На карточке к статье: Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый портрет 24-летнего художника

👉Википедия
Нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.