История существования астраханских экономических «кластеров» насчитывает более 7 лет. Увы, за прошедшие годы эта, казалось бы, правильная инициатива так и не «взлетела», оставшись в состоянии некого незавершенного «макета». Итоги реализации кластерной политики в Астраханской области на сегодня представлены тремя изолированными друг от друга образованиями-ассоциациями («кластерами») и Центром кластерного развития, деятельность которых сводится к организации небольшого числа мероприятий (круглых столов, конференций, консультаций и т.д.). Очевидно, что это «не совсем» тот результат, которого, по определению, можно было ожидать от создания кластеров. Попробуем разобраться в том, что пошло не так, и что можно сделать для повышения эффективности кластерной политики региона.
«Кластерный эффект»
Экономические кластеры – это далеко не новая форма совместной организации производства. Суть в том, что экономическая эффективность любой деятельности зависит от её плотности.
Простой пример: если в многоэтажке живет пять человек, то содержание инфраструктуры (электричество, обогрев, ремонт), в расчете на каждого, будет обходится им очень дорого, а если пятьсот человек – то уже значительно дешевле.
Аналогично, если на какой-то территории, поблизости друг от друга, много предприятий производят схожую продукцию, то, в принципе, они делят между собой издержки на поддержание существования (и развитие) необходимой сопутствующей инфраструктуры: коммуникаций, сервисных компаний по обслуживанию и ремонту, производителей сырья, систем транспортировки и организация сбыта, инфраструктуры научных исследований и разработок. Всё это становится дешевле для каждого отдельного участника. Соответственно, себестоимость производства снижается, а конкурентоспособность – растет.
Эффективные кластеры, географически расположенные компактно, притягивают все сопутствующие обслуживающие сервисы – финансовые, технологические, научно-исследовательские. Результат – мощная синергия и быстрый рост промышленного производства в конкретной отрасли в конкретном регионе, как это происходило, например, в Китае.
Если синергии и быстрого роста не наблюдается, значит, функционально кластер не работает.
Кластеры «по-астрахански»
Существующие в Астраханской области:
- кластер аквакультуры и рыбного хозяйства (46 участников, создан в 2013 году),
- туристский кластер (95 участников, создан в 2013 году),
- судостроительный кластер (21 участник, создан в 2012 году)
представляют собой относительно формальные образования - фактически, простые ассоциации, сформированные по отраслевому признаку. Хотя беглый анализ состава участников отражает попытку при создании сформировать из кластеров подобие инфраструктурных платформ развития – среди участников значатся и научно-образовательные учреждения (в т.ч. ВУЗы и ССУЗы), и банки.
Сейчас кластеры имеют актуализированные и достаточно подробные программы развития, которые могут включать и экономические показатели, и региональные прогнозы отраслевого развития. Тем не менее, эти программы оставляют ощущение сильной недосказанности относительно цели и, в особенности, относительно инструментария общего развития, т.е., собственно, о практическом смысле существования «кластеров». Кажется даже, что вне зависимости от наличия или отсутствия «кластеров» (в существующем формате), ни для их участников, ни для отрасли, ситуация значимо не изменится.
Проблема и в том, что содержательная часть внутрикластерного взаимодействия сводится к редким «круглым» столам, выставкам и еще более редким встречам участников предметного характера (10-12 мероприятий в 2019 году на все три кластера, в зависимости от уровня «предметности»).
Еще хуже дела обстоят с организацией межкластерного взаимодействия. По сути, существующие кластеры изолированы и друг от друга, и от других экономических субъектов региона. И это уже проблема системного характера. А ведь когда-то всё начиналось именно с разговора о необходимости создания площадки для взаимодействия между участниками кластеров. Хотя на тот момент представления о функционале такой площадки едва ли были шире, чем текущая реализация интернет-сайта Центра кластерного развития (ЦКР).
Концепция развития ЦКР на 2019 г. (и 2020-21 гг.) не содержит плана по обновлению региональной кластерной политики (по большей части, дублирует Отчет ЦКР за 2015 год), и это при том, что
в целом, кластерная политика Астраханской области, разработанная семь лет назад, оказалась неэффективной: мы не стали свидетелями ни синергетических эффектов, ни бурного роста кластер-образующих отраслей.
Центр не помог
Ставилась ли когда-либо задача построить работу кластеров так, чтобы на выходе получить осязаемый результат для экономики региона? Или это было очередное конъюнктурное решение, с тем лишь расчетом, чтобы попытаться получить финансовую поддержку из федерального бюджета?
Ведь в самом начале, в 2012 году, о кластерах говорили довольно охотно. Но, начиная с 2013 года, этот вопрос практически исчез из региональной повестки.
Не станем утверждать, что это случилось из-за того, что Астраханская область не смогла войти в число победителей конкурса по отбору пилотных инновационных территориальных кластеров Минэкономразвития России, проведенного как раз в 2012 году. Хотя параллели напрашиваются весьма очевидные. Напомним, что результатом того конкурса, в котором приняли участие все российские регионы, стал отбор 25 территориальных кластеров (в последующие годы список был расширен до 27) и их финансовая поддержка общим объемом в 5 млрд рублей.
Так, вместо пилотного инновационного территориального кластера, в регионе остался работать лишь Центр кластерного развития, созданный в том же 2012 году. Сам астраханский ЦКР появился благодаря другой, более ранней программе Минэкономразвития России, по которой, начиная с 2010 г., регионам предоставлялись субсидии на создание и поддержку центров кластерного развития. Бюджет этой программы в 2010-16 гг. составил 1.06 млрд руб., а в результате ее реализации, к 2016 году, такие центры были созданы в 33 российских регионах.
Не получил регион поддержку (и/или не участвовал вовсе) и в следующем, более сложном и конкурентном конкурсе Минэкономразвития России по отбору проектов территориальных кластеров «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня», который проводился в 2016 году. Тогда из заявок от 21 региона были отобраны и поддержаны 11 (в 2017 г. перечень был расширен до 12 кластеров).
«Пересоздание» судостроительного кластера
Увы, но по истечении 7 лет реализации политики кластерного развития, Астраханской области так и не удалось войти ни в одну федеральную программу поддержки создания региональных кластеров или технологических парков.
Поэтому мы лишь снова и снова «пересоздаем» и «переоткрываем» организованный еще в 2012 году судостроительный кластер.
Неслучайно, что именно судостроительный кластер раз за разом возвращается в новостную повестку. Это связано со вторым направлением федеральной поддержки кластерного развития, которую регион всё же рассчитывает получить. Речь идет о программе поддержки промышленных кластеров, которую с конца 2015 г. реализует Минпромторг России. Кластеры, отвечающие требованиям Минпромторга, могут претендовать на субсидирование части затрат, понесенных в ходе реализации совместных проектов по производству импортозамещающей продукции.
Переформатирование кластеров и московский «кейс»
Теперь о главном - что делать?
Вялотекущий вектор развития астраханских кластеров может изменить только переформатирование региональной кластерной политики, результатом чего станет перенос «изолированных» кластеров в общую коммуникативную среду регионального «инновационного» кластера – в сервисную экосистему, построенную на основе цифровых технологий, являющихся сквозными для всех отраслей.
Такая постановка вопроса совершенно неслучайна. Те времена, когда отдельные отрасли могли относительно успешно повышать эффективность, развиваясь изолированно, давно канули в лету.
Даже не касаясь более сложных вещей, как, например, аддитивные технологии, цифровые фабрики, цифровые двойники, индустриальный интернет вещей, совершенно очевидным стал следующий факт:
сегодня быстрое, успешное и эффективное развитие производства, создание новых продуктов, поиск новых потребителей может быть эффективным только в условиях постоянного межотраслевого коммуникативного, информационного и технологического обмена.
До тех пор, пока астраханские «кластеры» будут продолжать изолированно работать каждый в своем узком направлении (аквакультура, туризм / HoReCa, судостроение), - они не будут соответствовать требованиям рынка. Над ними постоянно будет довлеть «критическая» проблема «видимости» остальных участников региональной экономики: производителей продукции, разработчиков технологий, ученых, образовательных организаций, сервисных, логистических, портовых, сбытовых компаний.
Вероятнее всего, именно так сейчас и происходит, что участники одного кластера не знают о возможности приобрести услугу / продукт / технологию в соседнем кластере, вместо того, чтобы импортировать их из другого региона или из-за рубежа.
И именно поэтому нет никакого практического смысла создавать по такому образцу новые кластеры. Даже «сквозной» ИТ-кластер, созданный по такому типу, изолированно от других, будет демонстрировать околонулевую эффективность.
Новая сервисная экосистема общего регионального инновационного кластера должна сделать самое важное – выстроить кооперационные межотраслевые цепочки для эффективного создания новых продуктов, модернизации производств, перспективных разработок, причем всё это – с опорой на внутренние силы и компетенции.
Прекрасным примером, которым можно руководствоваться при переформатировании кластерной политики в Астраханской области, является опыт создания открытой экосистемы Московского инновационного кластера, участником которого может стать любая организация. В основе Московского инновационного кластера лежит современная ИТ-платформа для взаимодействия всех участников, желающих создать новый продукт, предложить услугу, реализовать совместный технологический проект.
Интеграция функции навигатора по региональным и федеральным мерам поддержки («по ситуации») позволяет использовать экосистему еще более эффективно.
С точки зрения поиска информации о мерах поддержки, сайты органов исполнительной власти Астраханской области не выдерживают никакой критики. Чтобы понять, о чем идет речь, можно, например, попытаться пройти «квесты» по поиску инструментов финансовой поддержки на сайтах Министерства промышленности АО или Министерства сельского хозяйства АО. В нормальной реализации, поиск мер поддержки должен быть очень простым и быстрым.
К платформе Московского инновационного кластера подключены промышленные предприятия, разработчики программного обеспечения, образовательные учреждения и научные организации, а также все элементы существующей инфраструктуры поддержки: технопарки, центры сертификации, центры услуг для бизнеса, центры молодежного инновационного творчества, коворкинги.
В итоге все участники кластера могут видеть потенциальных партнеров, узнавать об их продуктах, оборудовании и других возможностях, в т.ч. визуально - с использованием карты.
Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли ещё больше рассказать об Умной Астрахани.
👋“Умная Астрахань”: новостной телеграм канал https://t.me/astrakhansmart
👋 “Умная Астрахань”: группа: https://t.me/astrakhans