По данным, представленным Германией, за годы Великой Отечественной войны, почти 4 тысячи советских моряков-подводников оказались во вражеском плену. В то же время, данные из архива ВМФ говорят о том, что на самом деле их было несколько человек. В этой статье попробуем разобраться, кто же лукавит.
Историки утверждают, что за весь период войны, известен лишь один факт добровольного перехода советского подводника на сторону врага.
Речь идёт о старшине Галкине, который вопреки приказу командира, поднял лодку в надводное положение и перешёл на сторону противника. После окончания войны, Галкина удалось отыскать. Его приговорили к расстрелу за предательство.
В своих мемуарах, контр-адмирал Козлов говорил о том, что советские моряки предпочитали смерть вражескому плену. Чаще всего, они шли на дно вместе со своими кораблями. Известно несколько случаев, когда подводников брали в плен тяжело ранеными. По данным статистике, всего 9 моряков оказались пленёнными за годы войны. В плену побывали и два командира: Лисин и Коваленко.
Известно, что Лисин организовал подпольную деятельность в лагере, куда попал после пленения. Коваленко был тут же расстрелян, поскольку отказался сотрудничать с врагом. После возвращения, все подводники были освобождены от репрессий, поскольку свидетельств их сотрудничества с врагом не нашлось.
Напротив, немецкие моряки отнюдь не испытывали преданность к Рейху после пленения. Из мемуаров одного из командиров, который оказался в английском плену, становится понятно, что немецкие моряки шли на контакт с врагом. Они готовы были выдать все сведения, лишь бы получить дополнительную порцию еды или одежду.