Разговор на эту ему у нас был во время эфиров на МАЯКе, причём неоднократно. Но всё равно будет правильно обозначить и здесь некоторые моменты, а также расставить необходимые точки над «ё».
Дело в том, что недавно обнаруженная запись разговора между тремя участниками «Битлз» – а сделана она была 8 сентября 1969 года, - даёт новый угол на всю хорошо известную историю распада группы. Конечно, есть большое подозрение, что вся эта шумиха с найденной плёнкой произошла неспроста: ведь вброшена она была на сайт престижного издания The Guardian именно за пару недель до выхода юбилейного переиздания альбома Abbey Road.
Запись, которую обнародовал авторитетный историк Битлз Марк Льюисон, зафиксировала разговор Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона в штаб-квартире Apple на Сэвил-Роу. На этой встрече обсуждались планы выпуска нового альбома – ещё одного после только что записанного Abbey Road.
Ринго Старр на этой встрече отсутствовал, так как незадолго до этого был госпитализирован с желудочным заболеванием.
«Ринго, ты не можешь быть здесь, но мы тебе записываем наш разговор, чтобы ты мог услышать то, что мы обсуждаем», - говорит Леннон в самом начале записи, сделанной на портативный магнитофон.
Затем Леннон предлагает самое важное: авторскую формулу для следующего альбома - он, Харрисон и Маккартни приносят по четыре песни каждый, а Ринго – две песни, «если он хочет». На это мгновенно реагирует Пол Маккартни: он не соглашается с предложением Леннона и делает «точечный выстрел» в Харрисона: «До этого альбома я думал, что песни Джорджа не так хороши». На это Харрисон отвечает: «Это дело вкуса. Людям всегда нравились мои песни».
Как вам Маккартни? И это он говорит после таких песен Харрисона как «While My Guitar Gently Weeps» и «Taxman»! А формулировка «до этого альбома» из его уст звучит потому, что первым синглом с Abbey Road была выбрана харрисоновская «Something».
Леннон мгновенно реагирует на эту реплику: обращаясь к Маккартни, он говорит, что никому из его коллег по группе и ему самому не нравится песня «Maxwell’s Silver Hammer». Тут уже надувает губы Маккартни: «А мне она нравится – потому и записал».
Следующий пункт также очень важен: Леннон предлагает положить конец «композиторскому мифу Леннона и Маккартни» и впредь писать в авторах конкретно того, кто сочинил песню.
Ну, по этому поводу всё давно было ясно – песни сочинялись и записывались раздельно уже не первый год, да и свою неприязнь по отношению к некоторым песням Маккартни Леннон и раньше не скрывал – достаточно вспомнить его выпады против «Ob-La-Di, Ob-La-Da».
Помимо тщеславного момента во всех этих репликах проглядывает и чисто финансовый аспект – ведь каждая песня на альбоме «Битлз» означает миллионы долларов дополнительного авторского гонорара. А в случае, если песня становилась синглом и имела радио-игру, эта сумма могла возрасти на порядок.
«Эта плёнка - откровение», - так Марк Льюисон прокомментировал разговор трёх битлов. - «Все битловские книги всегда говорили нам, что они знали, что Abbey Road будет их последним альбомом, и именно поэтому они хотели на записи выйти на высочайший артистический уровень. Но нет - на плёнке они обсуждают следующий альбом! И если раньше все думали, что это был Джон, кто хотел распада коллектива, то теперь вы слышите, что это не он. Разве это не переписывает почти всё, что мы знали раньше?»
Вот такие интересные откровения и комментарии попали после 50-летнего перерыва в СМИ, лишний раз показывая – с одной стороны, - атмосферу эгоцентризма и взаимной неприязни, которая складывалась в коллективе к этому моменту, а с другой – желание дальнейшей творческой реализации. Так что «расходняк», произошедший через некоторое время, был в определённой степени предрешён - кто бы ни являлся его инициатором, - но он же, согласитесь, дал и отсчёт началу их сольного творчества.
Как мне кажется, все эти истории отнюдь не умаляют музыки, созданной The Beatles. А пластинка Abbey Road в моём битловском – сегодняшнем! - хит-параде стоит на почётном третьем месте (после альбомов Revolver и A Hard Day’s Night).
К 50-летию выхода альбома Abbey Road запланировано его переиздание в самых различных форматах и с забавными бонусами – всё это произойдёт 27 сентября.
P.S. Марк Льюисон является одним из самых серьёзных и авторитетных исследователей творчества «Битлз». Он – среди прочего, - автор толстенного первого тома «Tune In» их биографии – всего им запланирован трёхтомник.
А я сфотографировал стопочку книг у себя на полке, специально ничего не расставлял, всё как есть: томик «Tune In» присутствует, беленький.
Советую также прочитать:
ABBEY ROAD СНОВА В ХИТАХ
ЧТО BEATLES ДУМАЮТ О BEATLES