Авто́бус — безрельсовое механическое моторное транспортное средство, технически предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров и способное маневрировать на дороге, приводимое в движение источником энергии, запасённым или производимым из топлива, хранящегося на борту (бывают аккумуляторные, суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах).
Автобусы длиной менее 5,5 м называются микроавтобусами (по российской классификации — автобусы особо малого класса), к микроавтобусам также относят минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
Предшественниками автобуса были дилижансы и омнибусы, многоместные повозки на конной тяге, омнибус перевозил пассажиров в городе, омнибус был маршрутным транспортом, а дилижанс был междугородным транспортом.
Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же является изобретателем первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.
Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году. Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч.
В 1899 году в Санкт-Петербурге русским инженером-изобретателем И. В. Романовым был представлен проект электрического омнибуса, являющегося одновременно и первым отечественным автобусом. Согласно разным источникам омнибус вмещал от 16 до 20 пассажиров (И. В. Романов планировал постройку разных моделей электрических омнибусов на разное количество пассажирских мест) и мог разогнаться до 11 км/ч. В 1901 году Технической экспертной комиссией машина была признана пригодной для эксплуатации в Петербурге. Дума выдала разрешение на открытие регулярного движения омнибусов Романова. Но властями были выдвинуты крайне жёсткие финансовые условия, отпугнувшие потенциальных акционеров и Романов не смог реализовать свою идею. Одновременно, в том же 1901 году его конкурентами на московском заводе «Дукс» была построена партия электрических автобусов . Это были 10-местные автобусы, которые могли развивать скорость до 20 км/ч и имели запас хода на 60 км.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между германскими городами Зиген, Нетфен и Дойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике фирмы «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.
Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне. В России автобус в качестве городского общественного транспорта впервые стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске. В город был привезён автобус германской марки НАГ (NAG). Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л. с. А 11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус». В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов английской марки «Leyland».
Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.
В составе современного автобуса имеется:
- Пневмоподвеска
- Автоматические двери
- Пандус для инвалидов.
- Ремни безопасности для крепления грузов.
- Тормозная система автобусов большой пассажировместимости — пневматическая.
Виды автобусов (по назначению):
- городские — автобусы, предназначенные для использования в качестве городского общественного линейного (то есть маршрутного) пассажирского транспорта. Городской автобус делает частые остановки, на которых высаживает и принимает на борт большое количество пассажиров. Такой автобус должен иметь широкие двери и проходы, накопительные площадки, поручни для стоящих пассажиров. Могут быть представлены особо разновидностью — маршрутными такси («маршрутками»), останавливающимися по заявкам пассажиров.
- междугородные — автобусы, предназначенные для перевозки людей на дальние расстояния. Такие автобусы должны иметь удобные кресла с откидной спинкой, большой объём багажного отделения, места для ручной клади, и иногда туалет. Разворачиваются преимущественно на автовокзалах, но иногда имеют небольшие спецстанции, как, н-р, Квасногвардейская автостанция в Москве. Билеты приобретаются исключительно там же заранее, иногда за месяц на определённый день в спецкассе.
- спальные (англ. sleeping bus) — разновидность междугородных автобусов — автобусы, оснащённые спальными местами.
- пригородные — в отличие от междугородних не предназначены для перевозок на дальние расстояния, а от городских их отличают редкие остановки: нередко промежуточные остановки и вовсе могут отсутствовать. Такие автобусы обычно не имеют багажных отделений, но имеют места для ручной клади. В них обычно отсутствуют накопительные площадки, но могут присутствовать поручни для стоящих пассажиров. Но основной способ проезда пассажиров в них все же — сидя в пассажирских креслах. Яркий пример таких автобусов — ЛАЗ-695 в модификации «пригородный». Также могут быть представлены маршрутками, в случае дальнего следования номер маршрута не указывается — указываются лишь конечные точки. На небольших расстояниях (Волгоград-Волжский, н-р) маршрутки аналогичны городским, но имеют большой номер маршрута, как правило, 3-значный, начинающийся, в основном, с 1 или 2. Билеты приобретаются преимущественно там же, где и на междугородные, но в маршрутках ближнего следования (Волгоград-Волжский) оплата может производиться при посадке в салоне непосредственно водителю без приобретения билета.
- туристические — междугородные автобусы, предназначенные для поездок организованных групп по произвольным маршрутам. От линейных междугородных отличаются, как правило, повышенным уровнем комфорта и наличием места гида, оборудованного микрофоном для проведения экскурсий.
- перронные (аэродромные) — предназначены для доставки пассажиров от аэровокзала к самолётам и от самолётов к аэровокзалу.
- школьные — автобусы, предназначенные для перевозки детей. Такие автобусы должны оснащаться техническими средствами для повышения безопасности перевозки детей: ремнями безопасности, специальными световыми и звуковыми сигналами (развитые системы безопасности можно отметить в школьных автобусах США). Также такие автобусы оснащают более низкими подножками, поручнями на небольшой высоте, полками для ручной клади.
- экскурсионные — предназначенные для экскурсионных поездок.
- вахтовые (экспедиционные) — предназначенные для перевозки рабочих к местам проведения строительных, ремонтных и прочих работ. Технически это могут быть самые разнообразные пассажирские автотранспортные средства, но довольно часто такие автобусы строятся на грузовой базе. То есть вместо грузового кузова (фургона) на шасси грузовой машины устанавливается пассажирский салон.
- вездеходы — для перевозки людей при сложных дорожных условиях (в том числе по бездорожью).
- грузовые (грузопассажирские).
- почтовые (автобусы связи) — для перевозки почты
- ритуальные — предназначенные для перевозки умершего и похоронной процессии к месту погребения (или ритуальной кремации) усопшего.
- тюремные (автозаки) — предназначенные для перевозки заключённых и военнопленных в места лишения свободы. В отличие от обычных, такие автобусы с полной шумоизоляцией, бронированные дверцы и отсутствие окон.