21 ноября известной исландской певице Бьорк (Björk) исполнилось 54 года. Бьорк Гудмундсдоттир родилась в Рейкьявике. Бьорк - её настоящее имя, не псевдоним и не фамилия. В Исландии ребёнку при рождении дают имя, а дальше прибавляется имя отца (иногда матери), что соответствует русскому отчеству. «Гудмундсдоттир» — буквально означает «дочь Гудмунда». Само слово «björk» по-исландски - «берёза».
По теперешним меркам возраст у Бьорк вполне рабочий: Мадонна и в 60 с лишним не думает о пенсии. Хотя с трудностями гражданка Чикконе сталкивается всё время -жалуется, что журналисты постоянно напоминают ей о возрасте, намекают, что пора бы поприличней наряжаться и думать о вечном.
У Бьорк ситуация другая: журналисты насчёт возраста намекают реже, но ищут причину странности в поведении артистки и «закрученности» её творческих экспериментов. Мы подобными поисками заниматься не будем, но вспомним кое-что из самого начала карьеры супер-креативной исландки – может, это даст подсказки...
До того, как стать мировой звездой, начинающая Бьорк успела поучаствовать в самых разных музыкальных проектах. Кроме работы в группе The Sugarcubes, принесшей ей первое признание и славу, она была участницей нескольких полу-профессиональных групп. Одна из таких групп, прото-панк коллектив с неприличным названием Tappi Tíkarrass (что переводится с исландского как «Заткни суке задницу»), даже вполне активно гастролировала по родному острову. Работала Бьорк в этой группе будучи совсем юной, с 1981 по 1983 год, что зафиксировано записью двух альбомов и съёмками.
Чтобы иметь представление об этом периоде в жизни артистки, посмотрите довольно редкий концертный ролик Tappi Tíkarrass с песней Mata Hari.
Tappi Tíkarrass, как видите, продвигали идею смешения жанров: там было всего понемногу - и фанк, и рок, и джаз, - но в центре внимания Björk. Она почти два года наслаждалась концертной деятельностью качестве солистки, прежде чем покинуть группу и создать новый проект KUKL. И уже из него выросли The Sugarcubes.
Мы не будем досконально прослеживать творческий путь Бьорк, он достаточно хорошо известен. Напомню только, что она довольно рано увлеклась авангардной и минималистической музыкой, параллельно слушая джаз.
Интересную биографическую книжку о Бьорк написал канадский журналист Марк Пытлик (Mark Pytlik).
В ней есть много подробных интервью, в которых, в том числе, артистка рассказывает о своих «музыкальных корнях»: «Если бы я сказала, кто повлиял на меня больше всего, то это были бы такие люди как Штокхаузен, «Крафтверк», Брайан Ино и Марк Белл. Также мне всегда были близки исповедальные авторы-исполнители - Чака Хан, Джони Митчелл и Кейт Буш».
Говоря о Кейт Буш и её влиянии на «женщин в музыке», Бьорк подчёркивает: «Люди думали, что Кейт Буш безумна. Людям было стыдно признать, что она им действительно нравится. Нужно было усилие, чтобы понять - она вовсе не угроза. Буш была первой женщиной, которая достигла вершины чартов с песней, которую она сама написала и исполнила - вдохновляющий пример для меня».
Но и другой любимой певице Бьорк отдаёт дань должного: «Художником – в широком смысле слова, - который вдохновил меня начать писать свои собственные песни, была Джони Митчелл. Именно она создала свою собственную женскую музыкальную вселенную, и я нашла ее очень освобождающей. Её песни многоплановы и откровенны».
В списке своих любимых альбомов Бьорк помещает на видном месте альбомы трёх артисток, добавляя ещё и Nico:
Joni Mitchell – «Don Juan’s Reckless Daughter»
Kate Bush – «The Dreaming»
Nico – «Desertshore»
Как только не называли Бьорк журналисты: и загадочная, и эксцентричная, и потусторонняя. И Бьорк всегда поддерживала свою загадочность – посмотрите на эти фотографии.
Были эпитеты и порезче, особенно после инцидента с избиением фотографа - в 1996 году она напала на журналистку в таиландском аэропорту, восприняв её действия как угрозу по отношению к своему сыну.
В том же 1996 году психически неуравновешенный американский фанат латиноамериканского происхождения по имени Рикардо Лопес (Ricardo Lopez) заснял процесс изготовления бомбы, предназначенной для Бьорк – и это было реальное взрывное устройство, которое он выслал ей по почте. В конце 20-ти часового видео он застрелился перед камерой. Жизнь Бьорк была спасена благодаря мгновенной реакции полиции: ей удалось найти посылку до того, как её доставили певице.
Именно под влиянием этого инцидента Бьорк выпустила в определённой степени поворотный в её творчестве альбом «Homogenic» (1997).
Я специально не публикую ссылки на её знаменитые видео-клипы: хочу, чтобы вы уделили внимание именно этому полу-детскому выступлению, которое опубликовано выше.
Годы идут, но, в любом случае, Бьорк остаётся самой известной «экспортной позицией» Исландии. Есть у неё и другие приятные достижения – она снималась у Ларса фон Триера и устраивала выставки своих работ в нью-йоркском МОМА. И то, и другое – ого-го!
Но всё-таки самым интересным из мифотворческих элементом её карьеры, как мне кажется, является ее исландская юность: ведь именно она - плюс перечисленные влияния, - и составляет контекст для её будущих экстравагантных экспериментов.
У Бьорк двое детей — дочь Исадора (Ísadóra (2002), отец Мэтью Барни) и сын Синдри (Sindri Eldon Þórsson (1986), отец Тор Элдон, бывший участник группы The Sugarcubes).
Насколько мне известно, музыкой они не занимаются.