Найти в Дзене
Елизавета

Сказка становится сиропом

Было время, сказку запрещали. Считалось, что сказка формирует у детей ложное представление о мире, плохо влияет на их дальнейшую жизнь. Прочтёт мальчик «Кота в сапогах», вырастет и станет преступником. Прочтёт девочка «Золушку» и станет жертвой садиста, похожего на мачеху, или фетишиста, похожего на принца. В «Мухе-Цокотухе» видели пропаганду вредных насекомых, разносчиков заразы, а в народных сказках – симпатию к зайцам, врагам колхозных огородов и садов. То время миновало. Сказка вновь окружена любовью и почётом. Однако воспитатели не унимаются. Обнаруживают тут и там чрезмерную жестокость. Жена Али-Бабы заживо сварила разбойников в кипящем масле. В «Огниве» солдат отрубил голову ведьме и приказал собакам убить короля и королеву, после чего принцесса вышла замуж за убийцу. «Мальчик-пальчик» начинается с того, что родители отвели детей в лес и бросили их там. Ужас, ужас! Нельзя такое рассказывать, а также показывать в театре и на экране. И вот появляются новые редакции старых сказо

Было время, сказку запрещали.

Считалось, что сказка формирует у детей ложное представление о мире, плохо влияет на их дальнейшую жизнь. Прочтёт мальчик «Кота в сапогах», вырастет и станет преступником. Прочтёт девочка «Золушку» и станет жертвой садиста, похожего на мачеху, или фетишиста, похожего на принца. В «Мухе-Цокотухе» видели пропаганду вредных насекомых, разносчиков заразы, а в народных сказках – симпатию к зайцам, врагам колхозных огородов и садов.

  • Детей воспитывали на документальных историях, вместо сказок подсовывали научные тексты. Воспитатели были убеждены, что, например, схема радиоприёмника намного полезнее фантазий Мюнхгаузена.

То время миновало. Сказка вновь окружена любовью и почётом. Однако воспитатели не унимаются. Обнаруживают тут и там чрезмерную жестокость. Жена Али-Бабы заживо сварила разбойников в кипящем масле. В «Огниве» солдат отрубил голову ведьме и приказал собакам убить короля и королеву, после чего принцесса вышла замуж за убийцу. «Мальчик-пальчик» начинается с того, что родители отвели детей в лес и бросили их там. Ужас, ужас! Нельзя такое рассказывать, а также показывать в театре и на экране.

  • Взрослые дяди и тёти, прошедшие огонь и воду, войну и революцию, кризис и камасутру, искушённые в обмане и подлоге, очень озабочены жестокостью детских сказок. Стирают в пыль города и сёла, но чуть в обморок не падают от того, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

И вот появляются новые редакции старых сказок. Собственно, старые – это тоже адаптация, первоначальные варианты не известны широкой публике.

  • (Да, спящая красавица проснулась вовсе не от поцелуя).

Теперь колобок останется цел и невредим после встречи с лисой. Король в «Свинопасе» не выгонит принцессу из дворца. Волк не съест козлят, он заменит им папу, женившись на козе.

Потому что сказка должна учить доброму, сказка должна…

Должна?

Хорошо, что дети этого не знают.