Как считает американский политолог Джордж Фридман, начиная с конца 19 века российские лидеры считали, что быстрая и масштабная индустриализация позволит России стать экономическим конкурентом Западу. Но тем не менее, нам не удалось сравняться в экономической мощью наших партнеров. В этой связи Фридман отмечает, что Россия изменила стратегию, заново открыв экспорт природных ресурсов.
Одним экспортом ресурсов сыт не будешь, но высокие цены дают возможность для точечных вложений в производство. Усиление России в Арктике и развитие СевМорПути является шагом в этом направлении. Использование возможности проводки судов через арктические воды даст стимул для развития, ведь подо льдами скрыты большие богатства.
Данный шаг не может не напрягать западных друзей. Американцы давно подсчитали залежи ресурсов в Арктике - а это миллиарды кубов газа и баррелей нефти, а также золото, железо и никель.
Напрягает американцев и тот факт, что другие страны Арктического клуба - Дания, Канада, Норвегия, Исландия - мало что делают против России и сами не стремятся к какому либо влиянию. То есть какие либо реальные шаги делает только Россия.
Запад предпочитает обсуждать вызвано ли таяние льдов промышленным развитием или это естественный процесс. Москва же исходит, что таяние льдов это факт, и глупо не воспользоваться открывающимися возможностями.
СевМорПуть ранее был доступен лишь несколько недель в году. Но уже через несколько лет он будет доступен для проводки несколько месяцев.
Вот и получается, что природа сама открывает нам маршрут в обход Суэца. И постепенно на Западе начинают признавать, что это серьезный конкурент устоявшимся маршрутам, хотя и крупные европейские и американские компании намерены бойкотировать российский маршрут.
Что готовят США
Как пишут американские СМИ - "нельзя отдавать Арктику русским".
Но если уйти от словесной демагогии, то необходим четкий план по борьбе с влиянием России. И этот план есть, правда в общих чертах.
Если посмотреть на карту, то логичным конкурентом российскому СевМорПути станет Северо-западный проход - маршрут от Аляски и вдоль берегов Канады в сторону Гренландии и далее в Европу.
Таким образом можно создать аналогичной российской арктическую перевалочную линию, с отстроенной инфраструктурой, портами и базами.
Есть одна проблема - Канада не особо стремится к этому проекта. Отчасти из можно понять. Страну и так не считают независимой державой, а только младшим партнером США. А так как этот проект полностью американский, то и их роль будет весьма внушительной.
Также Канада считает, что новый маршрут пройдет вдоль её территориальных вод, что не устраивает Оттаву. В ответ американцы утверждают, что там международные воды, поэтому мнение Канады учитывать не стоит.
Многие в США недовольны дипломатическими спором. Предлагается даже напомнить северному соседу, что благодаря Аляске, США попросту обязаны получить свою долю влияния. В общем, типичный американский подход.
Еще одной проблемой станет отсутствие ледокольного флота. Необходимо уже сейчас начать строительство десятков кораблей, что, разумеется, не сделано.
Я почти уверен, что американский план если и будет воплощен в жизнь, то серьезно опоздает. СевМорПуть в скором времени будет запущен на полную мощность, пока Канада спорит с США. У России есть долгоиграющая продуманная стратегия, а Северо-Западный проход создается только как конкурент нашему маршруту.
Подписывайтесь на наш канал, а когда вам понадобится установка замков на входные двери мастером Михаилом, заходите на специализированный форум ГОСТдеп!