Приём квартиры на первый взгляд может показаться совершенно элементарным процессом, казалось бы – стены ровные, окна на месте, замки работают, значит всё хорошо. Однако именно он при покупке жилья может сыграть ключевую роль в жизни будущих жильцов, особенно если это было долевое строительство.
Важно отметить, что согласно российскому законодательству, клиент вправе не принять квартиру только при наличии в ней существенных недостатков. Что это? Согласно судебной практике, существенным недостатком может признаться отсутствие электричества и воды, сквозные отверстия в стенах, потолке и полу, не установленные стёкла и тому подобное.
«За 12 лет работы нашей фирмы на рынке строительства и отделки, к нам множество раз обращались жильцы новостроек, которые самостоятельно приняли квартиру, а потом увидели так называемые «косяки» рабочих. Их главный вопрос – а что теперь делать? - рассказывает руководитель службы технадзора компании OTDL Алексей Пендер – Еще одна любимая история о том, как был приглашен «независимый специалист» с какого-нибудь Авито, который приехал, ничего не сделал, получил деньги и ушёл.»
ТОП ошибок при приёмке квартиры:
Сделать всё самому или нанять неопытного специалиста
Ваш сосед, назовём его Геннадий, который халтурит ремонтами, предлагает вам свою помощь в приёме квартиры. А что – опыт у него есть, это бесплатно, да и человек, вроде как, хороший, а потом и отпраздновать можно будет. Знакомо? Если да, то поздравляем, вот и первая ошибка, которой могут воспользоваться недобросовестные личности.
«Увидеть все изъяны, зафиксировать их и правильно составить документы – это то, что сможет только специалист с многолетним опытом. Да, вы можете почитать инструкции по приёму, это поможет заметить очевидные недостатки, но не менее 30% всех недочётов – это то, что трудно и почти невозможно увидеть неподготовленному человеку. Поэтому для сотрудников OTDL проводится тестирование на профпригодность и знания, мы никогда не отправляем на объекты неквалифицированных специалистов», - поделился Алексей Пендер.
«Помню случай, когда люди и года не прожили в новой квартире и весь их ремонт и имущество было испорчено из-за прорыва трубы у соседей сверху. Причиной прорыва оказался деффект трубопровода, который не заметили при приёмке. А принимал квартиру хозяин самостоятельно.» - продолжает Алексей.
Вывод: хотите сэкономить и жить спокойно – наймите специалиста, как бы это непривычно не звучало.
Закрывать глаза на недостатки
«Человеческий фактор» скажет кто-то и вяло разведёт руками, но приём квартиры – это момент, когда вы действительно можете и даже должны требовать полного исполнения обязательств. Причём это касается как существенных, так и несущественных изъянов. Неровные углы в квартире сначала могут показаться мелочью, а потом окажется что именно в этот угол не встает мебель. Небольшая щель или трещина у оконных рам может стать причиной сначала сквозняков, а потом разрушения поверхности. Странный запах в помещении и вовсе может оказаться опасным для здоровья.
«Кстати тема здоровья – особенно актуальна. Во время приёмки есть возможность проверить не только визуальные аспекты ремонта. У нас используются специальные приборы с помощью которых можно измерить даже радиационный фон и уровень электромагнитного излучения», - рассказывает Алексей.
Торопиться и волноваться
Получение ключей и приём долгожданной квартиры, это, несомненно, волнительный и важный момент. Вы не спите пол ночи, прокручивая в голове как переступите порог своего жилища, представляете куда поставите диван и любимый мамин сервиз. Однако, как только вы встретитесь с застройщиком, лучше отбросить все эмоции и подойти к делу максимально спокойно и серьёзно. Если считаете, что не сможете справиться с волнением, позовите кого-то, кто поддержит вас.
Помните:
- вы имеете право проверять столько, сколько вам необходимо
- вы имеете право прийти на приём с третьими лицами
- вы имеете право записать каждый замеченный недостаток
- не стесняйтесь задавать много вопросов, даже если они кажутся глупыми
Приходить с пустыми руками
И мы сейчас говорим не о тортиках и пирожных. Если вы хотите всё сделать с умом, то стоит заранее подготовить вещи, которые могут пригодиться вам во время приёмки. Среди них: паспорт и договор, ручка и бумага, бумажный скотч, смываемый маркер, фонарик и сменная обувь (по желанию). В этот список, конечно, можно еще добавить стремянку, тестер электричества, уровень, рулетку, отвес, тепловизор и другие приборы, однако если вы не совершаете ошибку №1, то все это будет у нанятого вами специалиста.
Ждать до последнего
Представьте ситуацию – дом достроен, первые жильцы потихоньку занимают свои квартиры, вы уже купили кактус и горшок для него в цвет заказанного заранее кухонного гарнитура. И тут застройщик сообщает вам, что на приёмку квартиры большая очередь и что вам придётся подождать неделю, две, месяц….
«Вы должны понимать, что по закону, у вас есть ровно два месяца чтобы принять помещение, иначе будет считаться что вы уклонились от приёма и оно будет сдано в одностороннем порядке. Начинайте действовать, как только получили уведомление с датой приёма – если она не укладывается в два месяца, пишите претензию и обязательно требуйте копию с распиской о её получении.», - предупреждает Алексей Пендер.
Не проверять документы
Перед тем как принять в свою собственность жилплощадь, еще раз внимательно прочитайте договор и проектную документацию. Вы должны быть точно уверены, что всё заполнено верно – материалы, метражи, перегородки, конфигурация окон, производитель дверей и т.д..
«Особенное внимание всегда стоит уделять системе водоснабжения и электрификации, местам, где будет подключаться бытовая техника. Также если сомневаетесь в работе вытяжек – возьмите с собой зажигалку – огонь подскажет идёт поток воздуха или нет.», - поделился Алексей.
Подписать акт приёма с нареканиями
Если вы уверены на 100% в качестве отделки и всех систем, то смело подписывайте акт. Если вы нашли недостатки, но агент убеждает вас подписать документ не смотря на них, не соглашайтесь. В этом случае вы, к сожалению, не сможете получить ключи, но зато требование повторной приёмки обеспечит вам гарантию устранения дефектов со стороны застройщика в срок до момента повторного приёма.
Есть и второй вариант – подписать акт с условием устранения недостатков. Здесь необходимо обязательно указать сроки, в которые они должны быть устранены. Плюс – вы получите ключи. Минус – добиться качественной и быстрой работы со стороны застройщика после приёма достаточно трудно.
Не учитывать общедомовое имущество
Я – не я, и лошадь не моя, а вот подъезд общий, а значит и ваш тоже. Согласно законодательству, подъезды и лестничные площадки относятся к общедомовому имуществу, но это не значит, что застройщик не несёт ответственности перед вами. Трещины на стенах в подъезде, незакрывающиеся окна, ненадёжные лестницы – всё это можно внести в акт осмотра квартиры.
«Касательно общедомового имущества, вопрос достаточно размытый. Вы можете добавить дефекты подъезда, лифта и двора в свой акт осмотра, однако в какой срок и вообще будет ли это устранено – спрогнозировать трудно. Это зависит от добросовестности застройщика и от внимательности жильцов.», - комментирует руководитель службы технадзора компании OTDL Алексей Пендер.
Не знать о гарантиях
Не многие в курсе, что минимум 5 лет после сдачи дома, он будет находиться на гарантии. Поэтому если случилось так, что вы приняли квартиру, а потом нашли в ней существенный недостаток, то вы еще можете требовать его устранить. Надо отметить, что это будет непросто, т.к. застройщики любят перекладывать эти обязанности на управляющие компании.
«К сожалению очень много таких случаев, когда люди торопятся въехать по личным причинам, подписывают все документы, а потом начинают находить дефекты. Я, конечно, не рекомендую вообще подписывать акт приёма если вас что-то не устраивает, но если это произошло, то стоит приготовиться к настоящей борьбе. Возможно, придётся обратиться к юристу.», - предостерегает Алексей.
Чтобы не нарваться на обман со стороны застройщиков, обратитесь в OTDL и перед стартом ремонта мы поможем принять вам квартиру, а также сделать ремонт мечты!