Я являюсь обычным человеком, не представляю никаких организаций. Суть моей деятельности, если мы говорим о попрошайках, сводится к тому, что я снимаю и выкладываю видеоролики с их участием, и обращаюсь в компетентные органы для того, чтобы пресечь эту деятельность. Занимаюсь уже чуть больше года. Беларусь, Минск.
Сподвигло на занятие этой деятельностью меня то, что это — бизнес на милосердии. Многие даже не догадываются, что их обманывают. 99% попрошаек — мошенники. Последней каплей стал момент, когда увидела, как здоровые изображают онкологию.
«Объекты» для реализации своих роликов я даже не выбираю. Много перемещаюсь по городу и встречаю их везде.
Чаще всего их можно увидеть в центре, у церквей и ТЦ. Возраст - 30+, цыганские дети, как только начинают ходить.
Как происходит выявление таких схем? Опытным путём. Процесс прост: у всех попрошаек поделены точки, если ты бываешь в этих местах в разное время и обладаешь наблюдательностью, рано или поздно ты встретишь крышу и процесс инкассации.
Из-за моих роликов лёд тронулся, гайки немного подкрутили, в Могилёве судят хозяина попрошаек.
Какие действия применяет государство по отношению к мошенникам? Государство реагирует только на обращения граждан. Граждане же в большей степени предпочитают отмалчиваться или писать в группу мне. Есть такое понятие «общественный резонанс», вот его не хватает.
Я могу подсказать, что нужно делать и в какую структуру обратиться. Я занимаюсь по личному убеждению, не выполняю ничьих приказов или заказов. Если в группу пишет человек, описывает свою ситуацию с мошенником, я могу помочь советом.
На судах над таким мошенниками бываю. Сейчас идёт суд на Алексеем Юзепчуком, который заставлял попрошайничать и отбирал деньги у нескольких человек, заработал минимум 24 тысячи долларов (точную сумму еще не подсчитали), можно увидеть в новостях на белорусских каналах. Обычным попрошайкам дают штраф, арест или депортацию (иностранцам).
Случались и нападения на меня. Дети цыган частенько "устраивают Спарту" и спектакли, потому что знают, что не доросли до того, чтобы их судили.
Не так давно случилась битва на Немиге (одна из центральных улиц Минска) с одной цыганской семьёй, которая, поняв, что встреча с милицией неизбежна, бросилась в драку. Что интересно, попрошайки-корифеи бежали с криками: «Не бейте её!». Даже не знаю, что думать на этот счёт.
Какая группа населения чаще всего доверяет мошенникам? Верующие, считающие, что подают Господу. Бабушки с дедушками. Я же лично верю в Бога, но не в РПЦ.
Что обычно держит мошенников у их «начальников»? Тут по-разному. В основном, это люди из социального дна, которым негде жить и нет денег (бывшие заключённые, алкоголики, наркоманы, бомжи). Есть среди них инвалиды с ментальными расстройствами, молодые одинокие мамы, проститутки, нелегальные мигранты. Крышей обычно выступают цыгане, которые дают жильё (одно на 10-20 человек), еду, алкоголь, наркотики.
Высшим пилотажем считается пообещать вечную любовь девочке из глубинки и привезти её в столицу постоять с табличкой, чтобы «заработать на свадьбу». В ход идут шантаж, угрозы, упоминание связей, применение силы.
Какая альтернатива у этих людей? Я всегда предлагаю альтернативу. Я могу предложить им бесплатное жильё на полгода, помощь в восстановлении документов и поиске работы, вещами, юрпомощь, связь со СМИ. Есть много НГО (негосударственная гуманитарная организация), гос. центры и местами мой фонд. Но многим проще по накатанной. Альтернативы нет только у мёртвых, у живых она есть всегда. Просто не все преодолевают страх перемен.
Какие уловки приносят больше всего денег попрошайкам? Старенькие бабушки и дедушки, фотографии больных детей, инвалидное кресло.
Регулярно сталкиваюсь к критикой своей деятельности. Из самого популярного: «Они же не воруют», «каждый зарабатывает как может», «вы же знаете, какие сейчас зарплаты», «я подаю Господу», «они же дети».
Один бомж при виде меня открыл бумажник с очень большой стопкой валюты и предложил дать мне долларов или евро, только чтобы не приезжал ОМОН. Очень интересно выяснять, кто из попрошаек в какой «рабочей бригаде» работает, где стоит и как маскируется смотрящий.
Бабушки, которые «ну точно собирают себе», оказываются либо с пенсиями выше средних зарплат по стране и кучей родственников, либо специально привезёнными из глубинки. Их используют в дождь и мороз, они будут стоять, пока вы будете подавать им деньги. Детей часто не кормят, чтобы казались более несчастными. Молодых людей спаивают. Лично знаю 24-летнего попрошайку из Бобруйска, который умер в апреле этого года от алкогольной интоксикации.
Сколько попрошаек примерно в Минске? В Минске 2 млн населения. В историческом центре около ста человек попрошаек. Милиция периодически проводит рейды. В последний раз только на рынке «Лебяжий» задержали 90 человек. Один попрошайка минимально приносит хозяину 50$ в день. Топовый попрошайка получает 20 рублей (белорусских) в день после сдачи выручки (10$), многие получают только бутылку водки. Приезжие цыгане с табличками больных детей, отстояв месяц, могут безбедно жить семьёй из пяти человек до полугода.
Сколько всего попрошаек, не знаю. Думаю, пару тысяч. Есть приезжие гастролёры. Например, Света Гинга, которая переодевалась в старушку и засветилась в новостях Нижнего Новгорода. Её летом депортировали из страны.
Самые изобретательные мошенники, которых мне довелось увидеть? Прудник Иван Петрович и его группа. 81-летний дед стоит у метро, ходит по квартирам и офисам, звонит на мобильный с песней об одинокой старости. Имеет двоих детей и внука тридцати лет, который привозит его на авто и забирает выручку. В день имеют месячную з/п обычного белоруса. Открыл счёт в банке, на который друг его внучка просит в соцсетях перечислять деньги. Создал базу лохов с номерами телефона, которые периодически прозванивает с просьбой помочь материально. В остальных случаях, стоя у метро, называет конкретные (немаленькие) суммы, которые ему нужны якобы на лекарство.
Конечно я вижу и более дейтвенные методы борьбы с попрошайками, но не получаю пока поддержки. Введение ответственности за попрошайничество по опыту Вильнюса, объединение всех структур для борьбы с этой проблемой, просветительская работа с населением, компетентное проведение проверок по этим фактам.
Что делать человеку, который видит попрошаек, понимает, что это мошенник и хочет это исправить? Сообщать об этом в милицию/полицию.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше об обмане населения? У нас есть еще интервью с мошенницей, собирающей якобы на лечение животных и рассказ о аферистах в интернет-магазине.