Найти тему

Как найти ключ к пониманию ребенка?

В этом вопросе поможет разобраться специально приглашенный гость – Юлия Геннадиевна Шевченко, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

Согласитесь, мечта любого родителя — умный, образованный, воспитанный, послушный ребенок. Мы стараемся изо дня в день, читаем горы литературы, тратим уйму времени, чтобы быть идеальной мамой или идеальным отцом. И вроде бы все идет, как положено: сын не хамит, дочь любопытна и умна, но в один прекрасный момент все круто меняется! Ребенок стал «каким-то не таким» как прежде: ведет агрессивно, часто капризничает, ссорится со сверстниками и/или взрослыми, стал отдаляться.

Эта ситуация знакома всем родителям без исключения, она создает путаницу и сумятицу в головах, с которой разобраться бывает довольно сложно. В этой проблеме нашим молодым семьям, которые посетили Центральную районную библиотеку 29 мая, помогла разобраться педагог-психолог Юлия Геннадиевна Шевченко.

Каждому из родителей был задан вопрос: какой он — идеальный ребенок? Послушный, воспитанный, аккуратный, умный — такие ответы мы услышали от молодых мам и пап. Что примечательно, полная противоположность этих качеств и будет определять то состояние детей, что мы называем кризисом.

Юлия Геннадиевна продолжила беседу причинно-следственными связями: объяснила с точки зрения научных трудов Ч.Дарвина, Джона Локка (теория о «tabula rasa», или чистая доска) которые подводят к объяснению психологических процессов и причин возникновения кризисов у детей. Не обошел стороной и вопрос о том, а сколько же насчитывается кризисов и в какой промежуток времени они наступают?

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Юлия делает акцент на то, именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

— Юлия, Вы ведете занятия в консультационном центре детского сада «Березка» и уделяете много сил работе с родителями и детьми. Какие ошибки родители допускают в воспитании детей чаще всего?

Мне ближе говорить про трудности, с которыми родители сталкиваются. И основная трудность состоит в том, что хочется сделать «что-то с кем-то», будучи убежденным, что это реально единственно действенный способ, минимизируя и отгоняя мысли о том, что: «возможно, Я, что-то сделал не так и где-то «споткнулся» и какими способами, Я могу, возникшее, исправить».

Мы живем во время доступности разного рода информации, в том числе и психологической, которую можем почерпнуть из интернета. Это вторая трудность. И это здорово! Но! Прочитав статью о том «как справиться с детскими капризами», или «как воспитывать без крика» и т.п., приходим к выводам о том, что это не работает. Все верно! Все потому, что в каждой семье «своя картина мира» и в ее индивидуальности надо разбираться рассматривать детали, штрихи. Кроме того, всегда важно оставаться чувственным в отношениях с ребенком. Здесь я имею ввиду со-настройку родителя и ребенка, гибкость.

Ну и еще одна трудность взрослые, к сожалению, стали меньше слушать и слышать ребенка, уделяют меньше «качественного» внимания. Это очень важно в выстраивании взаимоотношений с ребенком.

В понимании большинства людей, проходят кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают».

Кризис — это новообразование, которое не рассасывается само, с ним нужно работать», утверждает Юлия.

— Это еще один важный момент и хотелось бы подробнее на нем остановиться. На встрече, посвященной теме кризисов детского возраста Вы обсуждали эту злободневную проблему с родителями. Не могли бы рассказать, как можно определить, что «кризис» уже наступил?

Я бы не называла эту тему «злободневной» скорее важной, ведь это всегда движение вперед: от полной несамостоятельности вначале своего развития, ребенок приходит к «полной самостоятельности» в конце. Определить кризис очень просто: ребенок перестает реагировать на то, что реагировал раньше. Мы взрослые тоже меняемся, но значительно медленнее, чем дети. Вот и получается, что мы в кризисе пытаемся взаимодействовать с ребенком, который «как вчера», а он уже такой как «завтра». А с таким как «завтра» я еще не умею и пытаюсь воздействовать привычными способами, в том числе, которые чаще не действенны и вызывают ряд негативных проявлений у ребенка, которые нас еще больше выбивают из колеи. Замкнутый круг, правда? Собственно в этом и кроется причина стресса, который испытывают родители в кризисный период своих детей. Проще знать периодизацию возрастных кризисов и заранее иметь понимание их проявлений и помнить, что кризис это путь к самостоятельности, вначале – физической, затем эмоциональной и далее социальной.

— Почему же дети начинают бунтовать?

Чаще всего это связано с необходимостью расширения их границ, к чему родители чаще не готовы. Причин этому может быть много.

— А если получилось так, что в «кризис» попали и родитель и ребенок?

Я всегда говорю о том, чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, родителю важно уметь это делать самому и чаще стараться контейнировать эмоции ребенка. А это значит, что взрослому важно оставаться в ресурсном состоянии. И если самому это сделать сложно и справиться не получается, то лучше обратиться за помощью к специалисту психологу, чтобы разобраться что происходит внутри вас, что вы с трудом справляетесь с собой.

Эта полезная, несомненно, и нужная информация обсуждалась в узком заинтересованном кругу родителей на нашей встрече. Встреча проходила в форме диалога между Юлией и родителями. Стоит отметить, что некоторые из детей сейчас находятся на границе «кризисного возраста», коих насчитывается несколько в течение всего периода взросления. Каждый мог высказать свои сомнения и переживания, спроецировать приведенную информацию на свой, уникальный, случай.

«Важно помнить, что родители определяют границы детей. Приведу пример-метафору: представьте, что ребенок — это вода, спокойная или бурная, кипящая, а мама с папой — стакан. Стенки стакана являются границами, которые не дают воде вытечь наружу; тем самым мы контролируем поведение детей и ставим их в рамки, диктуем свои правила. Но чем старше чадо, тем дальше нужно двигать стенки стакана, так как не может 10-летний ребенок жить по законам 3-летнего».

Юлия Геннадиевна, Вас повсюду окружает забота о ребятишках, и мы знаем, что, помимо воспитанников детского сада, Вы воспитываете трех дочерей, применяете ли Вы психологические методы в воспитании Ваших детей?

Дома я, конечно, не психолог, прежде всего мама и жена. Не знаю, как складывалась бы моя жизнь, не будь в ней психологии. Однако, я уверена, что знания в этой области помогают мне и в жизни.

-2

Самые главные причины, которые побудили нас организовать данную встречу — как быть родителям, столкнувшимся с критическим поведением ребенка? Что нужно делать, как себя чувствовать и помочь себе и ребенку, не перевести все в конфликт и сохранить теплые отношения в семье?

Психолог обращает внимание, что не существует универсального рецепта и совета, который решил бы все проблемы:

Скорее, я рекомендовала бы знакомиться заранее с тем кризисом, в котором ребенок будет жить какое-то время, разобраться чем этот кризис важен формирующейся личности. Это в первую очередь поможет взрослым подготовиться не только знаниево к этому периоду, но и психологически. Возникнет больше понимания и уважения к этому нелегкому периоду, в котором ребенку, на самом деле, родители очень нужны. Но, в каждом кризисе и в каждом возрасте эта «нужность» разная.

Важно здесь одно — разговаривать с детьми, пытаться понять причину «бунта» и найти компромиссное решение.

Завершилась беседа интерактивно — психодрамматическим упражнением, с помощью которого родитель мог прочувствовать на себе эмоции ребенка. И, конечно, был проведен розыгрыш призов: «Умный блокнот» достался двум родителям, которые с удовольствием проведут время с детьми, изучая русский и английский языки. Все остальные участники вдохновились мотивацией и получили письменные ручки.

Ждем на следующей встрече и Вас!

-3

Встреча в Семейном клубе «Семья от А до Я»: беседа-практикум «Предупрежден, значит вооружен. Кризисы детского возраста»