Найти тему
ОНИ

«Ворон» — советский проект сверхзвукового беспилотника авиационного базирования

Разработка сверхзвукового беспилотника воздушного старта «Ворон» началась в СССР в 1971 году. Решение о создании аппарата данного типа было принято после нештатного приземления на космодроме Байконур американского беспилотника «D-21B» в 1969 году. Шпион вёл воздушную съёмку стратегических объектов на территории Китая, после чего перестал реагировать на управляющие команды и достиг территории СССР, где после выработки горючего был найден советскими инженерами.

Lockheed «D-21B»
Lockheed «D-21B»

В качестве самолёта-носителя «Ворона» планировалось использовать бомбардировщик «Ту-160». Беспилотник «на бумаге» имел длину около 13 метров и размах крыла в 6 м. Его облик был практически полностью скопирован с американского «D-21B». Тем не менее вся конструкция была выполнена из советских материалов, а внутри находилась отечественная аппаратура.

Машину планировалось оснастить прямоточной силовой установкой тягой около 1,5 тонн. Однако данный тип двигателя может функционировать только на сверхзвуковой скорости. В связи с этим для стартового разгона предполагалось использование порохового ускорителя с тягой в 48 тонн. В этом состояло основное отличие «Ворона» от американского прототипа: для разгона «D-21B» устанавливался дополнительный реактивный агрегат на жидком топливе, который впоследствии сбрасывался.

-2

«Ворон» должен был преодолевать до 4600 километров на высоте около 26 километров; скорость полёта при этом составляла почти 4000 км/ч. Общая масса беспилотника могла превышать 14 тонн. Большая её часть приходилась на разгонный блок, и лишь около 3 тонн отводилось на топливо. Параллельно в СССР велась активная разработка космических спутников-шпионов. Они были признаны более эффективными, чем беспилотники, поэтому в середине 1970-х годов все работы по «Ворону» были прекращены.