Максим Попов (Душа)
Максим, привет! Мы приготовили для тебя несколько вопросов, ответишь?
— Привет, Игорь, да, конечно!
Начнем, наверно, с самого популярного и часто задаваемого, что и когда привело тебя в кальянную индустрию?
— Как бы это странно не звучало, работа в графическом дизайне. Я тогда рисовал афиши ночным клубам, параллельно помогал картинками ребятам из Hookah Place Екатеринбург. Собственно тогда меня и пригласили поработать дизайнером для всей сети Hookah Place в России, так и понеслось..
Чем ты занимался до знакомства с ребятами из Hookah Place?
— Работал в рекламных агентствах дизайнером, параллельно подрабатывал на фрилансе, сотрудничал с различными клубами и концертными площадками. Иногда сам занимался организацией подобных мероприятий.
Где и когда впервые столкнулся с кальяном? Каким он был?
— Одногруппники в студенческие годы позвали покурить в какое-то заведение. Как?! я уже даже и не припомню. Это был ржавый КМ с каким-то «агеровским» деревянным мундштучком после которого ты плевался кусочками дерева, а в чаше был дай Бог альфач под таблеткой силитры)
Ахаха жестко конечно, но я тебя успокою, так было у многих!
Продолжим.
Как сильно поменялась кальянная индустрия за все то время, пока ты в ней?
— Очень сильно! Я примерно с 2013 года наблюдаю всё изнутри, не смотря на то, что кальян попробовал еще в 2006, и по моему мнению Россия стала лидером в этом сегменте. От стадии, «мы даём Вам то, что популярно в мире», до «эй мир, смотри как надо!»
Круто звучит, и да, я с тобой полностью согласен!
А как к тебе пришла мысль о создании компании по производству кальянов? Согласись, дизайн и производство, это как разные стороны одной монеты!
— Мне было мало того, что я рисую, не побоюсь того слова, самые крутые картинки в индустрии. Всегда хотелось быть причастным на все сто процентов, и зацепить внимание не только владельцев заведений, но и потребителей. Именно тогда и появилась идея стать производителем чего-то, и лучше чего-то крутого! На тот момент не было ни одного кальяна, который бы выглядел так, что мне не хотелось в нем что-то изменить. Пришлось создать свой)
У тебя получилось!
Однако я по себе знаю, что от идеи до ее воплощения нужно пройти не маленький, и не самый легкий путь. Каким было твое первое действие? С чего началась твоя история?
— С того, что я вообще не понимал, как устроен кальян). Мне пришлось разобрать десятки разных шахт, бегать по заведениям со штангенциркулем, и примерно отмечать для себя параметры тех которые нравились по курению.
Назови три самых трудных момента при создании компании?
— Тут я, наверно, никого не удивлю! На мой взгляд для новичка они достаточно стандартные:
Первое, это поиск инвестиций.
Второе, поиск подрядчика на изготовление.
Третье, создание идеи и стиля продукта, мне не хотелось очередного обезличенного игрока на рынке.
Какие главные отличительные черты есть у твоих кальянов/компании?
— Во-первых, это само собой брендинг! Я считаю, что без этого вообще нельзя!
Во-вторых, отношение к продукту в плане дотошности, всегда делаю как для себя, именно поэтому процент брака около нуля.
И в третьих, отношение к клиенту, мы всегда 24/7 на связи, по любым вопросам.
Сколько тебе денег понадобилось, чтобы начать производство?
— Точно не помню, но что-то в районе 300к. На тот момент мне хотелось просто попробовать себя в этом. Но, к сожалению, ни одно адекватное производство не будет делать один экземпляр, и тогда пришлось заказать нереальную на тот момент для меня партию. Даже кидал в воздух фразы «а если нет, мне чё их солить придется?». Но на удивление, они были проданы за неделю! Спасибо грамотному неймингу, и продвижению.
Сколько времени тебе понадобилось, чтобы получить первые плоды?
— Если с момента идеи, то примерно года два я к этому шёл. Еще до выхода первой модели, у меня были выброшены два или три дизайна, теперь, когда на них смотрю, мураши бегают от их ущербности. А дальше все закрутилось так, что по ощущениям последующие два года пролетели как один день, и я его не помню))
Сколько человек участвовало в создании компании?
— Двое. Я и мой товарищ. Но как в той самой притче, с друзьями бизнес не строят, постепенно я остался один, это было мое решение, после чего мы больше не общались.
Какие факторы важны чтобы компания существовала долго и процветала?
— Я очень люблю приводить сравнения, ну чтобы было понятно. К примеру, корабль, как бизнес, большой и в открытом море. Дак вот, пока в его парусах есть ветер, он плывет. Ветер - это создание чего-то интересного, и его грамотный маркетинг. К слову говоря, это должно быть всегда с максимальным усилием и в правильном направлении.
Каким ты видишь дальнейшее развитие бренда?
— Не пытаюсь охватить все каналы индустрии, так можно и обосраться) Каждый должен делать свое дело. Будем дальше выводить в свет душевные кальяны, и подпитывать наших душевных людей какой-то аксессуарной темой, так скажем расширять брендинг)
Хотел бы заниматься еще чем-то помимо кальянов?
— Да, почему нет?! Тем, от чего я кайфую!) Одна из таких сфер, автомобильная, очень хочется поучаствовать в производстве чего ни будь.
Интересно!
Расскажи подробней о этой сфере?
— Автомобили. Это моя отдушина от работы. И я с большим удовольствием, если кто-то заметил, на свои выставочные стенды в рамках кальянных эвентов, пытаюсь загнать свои автомобили. Прям чтоб душевно) К примеру, последней выходкой было поставить редкий BMW 750 e38 1998 года, как в фильме бумер, это, безусловно, создает атмосферу и интерес у людей..
Какой самый смешной случай связанный с кальянной индустрией ты можешь рассказать?
— Ну, что значит смешной)
Такой, что сложно забыть!
Если вообще об индустрии в целом, то тут хоть каждый день новый пример. А из моей истории, скорее всего не смешной, а шокирующий! Человек хотел купить футболку ДУША, но не просто на стенде и новую, а ту в которой был я) Это уже какой-то перебор)
Бывало ли тебе стыдно за что-нибудь?
— Ну так или иначе я испытываю чувство стыда, если человек пишет о какой ни будь неприятности случившейся с его кальяном. Это прям, как ножом в сердце). И как бы вроде пустяк, заменим без проблем, но осадок-то неприятный! Слава Богу таких случаев единицы за два года!
Как ты проводишь выходные?
— В работе…я постоянно в работе. Я трудоголик, у которого последняя стадия болезни. Несмотря на производство, работаю дизайнером на две компании, иногда принимаю сторонние заказы на дизайн. И даже не смотря на это, пытаюсь создать, что-то новое, будь-то кальянная тема, или новый движ в другой индустрии.
Есть ли у тебя семья?
— Да, у меня красавица жена, которая для меня является мотиватором по жизни. И две прекрасные дочки, 6 лет и 1,5 года)
Как твои родители реагируют на то, чем ты занимаешься?
— Так случилось, что отца у меня нет, я его просто не видел, и воспитывал меня дед. Он скорее всего бы не одобрил всю эту движуху, из-за своих консервативных взглядов. А вот что касаемо мамы, она, как и любая нормальная женщина, гордится успехами сына. Общаемся, к сожалению, крайне редко, поэтому, скорее всего, я просто не слышу всяких НО, и так далее)
Как ты считаешь, какое будущее у кальянного мира?
— Ну, на мой взгляд, тут всё просто. Нормально делай и нормально будет. Если каждый, кто причастен, так или иначе, будет к этому относится с уважением, по всем правилам приличия и адекватности, это я, в том числе, и про ведение бизнеса, то все будет хорошо. Россия будет номер один всегда.
Что считаешь по поводу акцизирования табака? Нужно ли это?
- Безусловно, да! Об этом я уже сказал выше. Ну, давайте опять по аналогии к привычному и простому. Сигареты или алкоголь, ну вот просто стоит безакциз на полке, вы бы сами его купили??? А продавец поставил бы его на полку? Скорее всего нет, и да даже точно - НЕТ! Об этом можно долго говорить приводя примеры, но я точно против.
Разделяю, я тоже категорически против! И рад, что рынок развивается в сторону акцизирования табака.
Какие кальяны тебе нравятся на Российском рынке? Твой личный Топ 3?
— Тут я скорее всего буду называть те бренды, которые в первую очередь удачны по дизайну, и имеют какое-то лицо и имя. Палок здесь точно не будет. Ну и да, ничего личного, просто сужу по эмоциям от продукта.
Мой номер один - Japona Hookah (За его направление в стиле, и полный охват идеи)
Номер два - Wookah (За то, что он просто приятный, и ломает демперов цен).
Номер три - MattPear (Мне нравится их подход к производству и продакшену, пусть и под копирку, но другие все еще не имеют ничего).
Четвертым поставил бы ДУШУ, но я сука скромный)))
Дай совет начинающим производителям?
— Не звенеть яицами) Услышал это выражение, и оно прям ставит всегда жирную точку в любом внутреннем споре. Делай красиво, кайфуй!
Максим, спасибо, что отвечал честно и максимально искренне, я думаю, многие смогли узнать тебя лучше!