Найти в Дзене
Юрий К

Афганские будни (Часть двадцать шестая).

 Расположение миномётной батареи.  (фото И. Крамарчук)
Расположение миномётной батареи. (фото И. Крамарчук)
 Офицеры миномётной батареи к-н Визитиу А., к-н Солтанов Б, ст. л-т Туто С., ст.л-т Чугришин В. ст. пр-к Илларионов Н. (фото И.Крамарчук)
Офицеры миномётной батареи к-н Визитиу А., к-н Солтанов Б, ст. л-т Туто С., ст.л-т Чугришин В. ст. пр-к Илларионов Н. (фото И.Крамарчук)

Мы с Сергеем по карте изучили возможные маршруты движения духов, а накануне днём, под видом очередного рейда, провели рекогносцировку (изучение) местности, на которой предстояло выполнить задачу. Шестого августа, после обеда, группа в полном составе собралась в управлении батальона. Комбат, майор Чуваев Сергей Александрович и начальник штаба батальона майор Панченко Константин Александрович произвели смотр личного состава и проверили готовность к выполнению задачи. Начштаба отдал приказ на выполнение засадных действий.

Командир группы довел до бойцов сведения о противнике, затем на карте и схеме указал расположение позиций каждой подгруппы и их задачи, порядок открытия огня и действий при захвате пленных (документов, вооружения) и после выполнения задачи, сигналы открытия огня, нападения, отхода и назначил своего заместителя. Кроме этого, Сергей уточнил порядок эвакуации раненых и убитых, а также доставки пленных, захваченных документов, образцов вооружения, порядок действий подразделения при обнаружении засады противником в ходе выдвижения к месту засады. Таков был установленный порядок, определенный боевым уставом и опытом, который мы приобрели в Афганистане и неукоснительно его выполняли.

В десятом классе средней школы я прочитал знаменитый роман Александра Бека «Волоколамское шоссе», о подвиге советских солдат и офицеров 1-го батальона 1073 стрелкового полка 316-й дивизии генерал-майора Панфилова, которые сражались и отдавали жизни в схватке с немецкими захватчиками под Москвой на Волоколамском направлении, осенью – зимой 1941 года. Большое впечатление произвела глава, в которой описывалось, как остатки батальона выходили из окружения по единственной дороге. В какой-то момент фашисты открыли автоматно-пулеметный огонь трассирующими пулями, почти в упор. Автор описывает безумие, которое охватило наших бойцов от того, что каждый из них своими глазами видел пули, летящие в них. Перед выходом на засаду мы решили воспользоваться этим опытом и снарядили первые магазины автоматов и ленты пулеметов трассирующими патронами.

На трех бронетранспортерах, чтобы не привлекать внимание, по-боевому (весь личный состав находился внутри БТРов), наша группа выдвинулась в район проведения засады. Нам необходимо было проехать около десяти километров до заставы минометной батареи нашего батальона, которой командовал капитан Алексей Визитиу. Эта застава была самая удалённая от расположения батальона. На заставе было несколько глиняных строений, огороженных высоким глиняным забором, с большим внутренним двором, поэтому наше пребывание на заставе было скрыто от посторонних глаз. Рядом с заставой находились два небольших кишлака (Дехи Калан и Шахтепа), из которых постоянно осуществлялось наблюдение за передвижениями на заставе. Позиции 120-ти миллиметровых минометных расчетов, с окопами и ходами сообщений, располагались за периметром строений.

В этот день у заместителя командира первого взвода, старшего сержанта Хуршеда Уракова был день рождения. Мы вспомнили об этом событии и поздравили его перед строем нашей группы.