Евгений Пепеляев – победитель Х Всероссийского конкурса «Воспитатель года России − 2019». Ему 31 год, он живет в Перми и уже почти семь лет работает в детском саду № 233. В интервью корреспонденту ActivityEdu лучший воспитатель России рассказал, как его изменила профессия и почему с детьми нужно общаться так же, как и как со взрослыми.
Расскажите, как вы решили участвовать в конкурсе?
Это была моя личная инициатива. К победе я шел два с половиной года: проходил региональный и муниципальный этапы, готовил мастер-класс, методический семинар и проект.
Программы разных этапов немного различались. Например, на одном из них мы писали эссе о ФГОС: ограничения это или возможности. Я считаю, что любые препятствия – это возможности для чего-то нового. Современные ФГОСы задают высокую планку, а значит, дают повод развиваться.
С чего начался ваш путь в профессию?
Это случилось в 2012 году. Я работал администратором интернет-магазина и все чаще приходил к выводу, что это не мое. Работа была очень монотонная. Я уволился и начал искать себя, смотрел вакансии в интернете, но ничего меня не трогало. И тогда я увидел предложение: требуется специалист по работе с детьми. В ту компанию меня не взяли, но я понял, чем хочу заниматься. Я рассказал о своем намерении знакомому, и он порекомендовал меня заведующей детским садом, в котором я работаю сейчас. Позже она мне сказала, что сразу увидела во мне потенциал воспитателя.
Какое у вас образование?
Я учился на физическом факультете Пермского государственного университета, но так его и не окончил. Все-таки точные науки – это не мое. А когда пришел в детский сад, меня направили на курсы профессиональной переподготовки, где я изучал психологию, педагогику, психоанализ, методику Монтессори и принципы работы с детьми с ОВЗ. Сейчас я снова учусь – получаю диплом психолога на вечернем отделении университета.
Какие сложности были в начале работы?
Сложностей было много. Мне нужно было научиться организовывать детей, помогать им налаживать контакт друг с другом, поддерживать в группе дисциплину. Кроме этого, воспитателю нужно все время решать очень много простых, казалось бы, вопросов: кому какие варежки надеть, как правильно завязать веревочки на шапке.
Не хотелось бросить?
Хотелось. В первые два года такое желание возникало довольно часто. Иногда я приходил с работы и думал: завтра напишу заявление и уволюсь. Но почему-то все равно оставался. Я задавал себе вопрос: а все ли я сделал, что мог.
Главное, что меня удерживало, – моменты, когда у детей что-то начинало получаться, когда я видел, что мне удалось их чему-то научить. Первый такой случай: два мальчика подрались из-за машинки, и тогда я предложил им играть по очереди. Они так и сделали и перестали драться. Это была моя первая победа, я очень ей гордился.
Работа воспитателя – это своеобразный вызов, повод не останавливаться и постоянно учиться. Я долго запоминал нюансы, учась у старших коллег. У нас в детском саду принято общаться, анализировать работу друг друга и просить совета, а если нужно − предлагать и оказывать помощь.
А зарплата воспитателя вас устраивает?
Конечно, хотелось бы получать больше, как любому человеку. Зарплата воспитателя зависит от уровня его квалификации, можно проходить курсы.
Всегда есть возможность улучшить свое материальное положение. Работая в детском саду, я, например, вел шахматный кружок.
Почувствовали ли вы в самом себе изменения за семь лет работы воспитателем?
Изменилось отношение к себе и к окружающим. Я стал замечать все самое хорошее в людях, научился конструктивно выстраивать отношения. Благодаря своей работе я стал шире смотреть на жизнь, подмечать нюансы. Самое главное – я понял, как многообразен этот мир. Меня этому научили дети. Я, например, наблюдал, как они ссорятся. Моя задача – объяснить и показать ребенку, что, если он хочет подружиться с кем-то, не нужно подходить и толкать его, нужно просто сказать: «Привет».
А если ребенок не слушается, огрызается? Допустим, вы объясняете ему, как надо поступать, а он отвечает: «Хочу и делаю по-своему». Как вы поступаете в таких ситуациях?
Важно понимать, что за любым желанием стоит потребность. Ее нужно увидеть. В ситуации, когда ребенок упирается и не хочет поступать правильно, я задаю ему несколько вопросов: «Что ты хочешь получить? Что ты сделал для этого? Получил ли ты это? Что можно сделать по-другому?»
Какие взрослые вопросы!
Да, и классики педагогики писали, что не стоит разделять детей и взрослых. Дети – те же взрослые, просто у них другой масштаб опыта.
Сейчас многие люди принципиально не хотят иметь детей. Что бы вы сказали им?
Как я уже говорил, мир многообразен. Если это действительно осознанное желание человека, то я уважаю его выбор и не хочу агитировать. Захотеть родить ребенка – это очень взрослое решение.
Какие у вас планы на ближайшее будущее?
В ближайший год я буду, можно сказать, лицом дошкольного образования. И победа – это в первую очередь ответственность. Я буду делиться опытом, помогать молодым специалистам и тем, кому это нужно.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.