Найти тему

Жемчужина Рижской магистрали

Многие, если не все города, разбросанные вдоль железнодорожной ветки Москва-Рига, делят свою историю на "До Войны" и "После Войны" куда более выражено, чем вся остальная страна. Именно здесь, вдоль Рижской магистрали, шли ожесточеннейшие бои в первые два года Великой Отечественной. Если не считать мест, наподобие "Невского пятачка", городских кварталов Сталинграда или полей к югу от Курска, именно в центральной части этой магистрали, в районе Ржева и Великих Лук, в расчёте на один квадратный метр "лежит" максимум солдат с обеих сторон. Война смела с лица земли прекрасный некогда купеческий Ржев, посёлки Нелидово и Западная Двина, древнейший русский бастион на западе, Великие Луки, трижды переходивший из рук в руки, был разрушен до основания, я об этом уже писал. Ни в одном из этих городов не сохранилось исторического вокзального здания. Взамен разрушенных станций в первое послевоенное десятилетие ленинградские архитекторы реализовали в этих местах несколько типовых проектов вокзальных зданий разного калибра. Все они по-своему красивы, все они оформлены достаточно интересно, по стилю - где-то между сталинским ампиром и модерном.

В условиях жесточайших боёв железнодорожный узел Ржева, бывшего к началу Великой Отечественной серьёзным инфраструктурным центром, не имела никакого шанса уцелеть. А ведь красивый был вокзал:

Станция Ржев-Московский, Московско-Виндавская железная дорога. Открытка 1900-х годов.
Станция Ржев-Московский, Московско-Виндавская железная дорога. Открытка 1900-х годов.

Как я уже писал выше, большая часть послевоенных вокзалов Рижской магистрали похожи друг на друга, имеют схожую планировку и декоративные элементы. Но Ржев-Балтийский - пожалуй, самый монументальный из них. Хотя предлагались еще более мощные здания, например, вот это, похожее на вестибюль станции московского метро, или павильон ВДНХ:

1946-й год.
1946-й год.

Но в конечном счёте этот проект был реализован в расширенном виде в Ярославле. Во Ржеве же в начале 50-х появился более схожий с
прочими станциями Рижского напраления сталинский дворец.

-4

В принципе, у ржевского вокзала много общего с прочими произведениями той же эпохи. Почему-то именно воссоздавая станции Рижского хода, ленинградские архитекторы обращались к позднему модерну, из которого, несомненно, позаимствовали полукруглое окно в центре композиции. Ну характерные малые окошки с закруглением наверху как отсылка к Древнему Риму.

Наш рельсовый РА2, доставивший нас из Зубцова. Соседний должен был как раз уйти в сторону Русанова, дальше от Москвы.
Наш рельсовый РА2, доставивший нас из Зубцова. Соседний должен был как раз уйти в сторону Русанова, дальше от Москвы.

Но самая красота, конечно, внутри вокзала.

Ампир, такой ампир!
Ампир, такой ампир!
-7

Да-да, это мрамор на коллонаде первого этажа, ведущей в зал ожидания. Его было больше в изначальном проекте, но и в версии 1952-го года он остался. Антуражем Ржев-Балтийский похож на станции московского метро.

Опять евроремонт...
Опять евроремонт...

Снаружи, на стене вокзала, памятная табличка с вытершимися, почти не читаемыми буквами. Посвящена она буквально одному эпизоду: Владимир Ленин в феврале 1920-го прямо на станции заполнял статистическую анкету первой в истории Советского государства переписи населения. Ржев он проезжал, направляясь в район городка Белый, что южнее нынешнего Нелидова, охотиться в тамошних непроходимых лесах.

Воистину свят и нетленен!
Воистину свят и нетленен!

А вот так выглядит вокзал уже со стороны города. На самом деле, этот кадр отлично отражает положение дел в городе. Качество покрытия на этой площади по меркам Ржева неплохое. А так, город, конечно, очень убитый. Вокзал - кроме шуток, самое ухоженное и чистое в городе. Островок вылизанности и великолепия.

-11

Вот ещё пара фоток вокзала из сети:

В общем, у нас тут редкий пример отлично сохранявшегося архитектурного наследия от РЖД. Никакого сайдига, фирменных сероватых тонов... По сути, из всего, что во Ржеве построено после Революции, вокзал - наиболее впечатляющий объект. Если будете как-нибудь ехать в Ригу или в Псков, выйдите на его площадку, прогуляйтесь, зайдите внутрь, зацените лепнину, портики, люстры и мраморные колонны. Думаю, с таким отношением это всё проживёт немало.

Понравился материал? Начинайте собирать рюкзак, Тверобласть ждёт! Только не забудьте поставить статье лайк! Пишите в комментах, доводилось ли вам бывать на схожих станциях и видеть схожий декор.