«Навигатор» стал первым SUV от люксового подразделения Ford, и помимо этого – первым полноразмерным внедорожником премиум-класса в мире. Модель морально устарела, но любят ее до сих пор, и на вторичном рынке за «живыми» Навигаторами идет настоящая охота. Почему так?
Объяснение лежит на поверхности: если у вас большая семья, да еще есть дача и необходимость таскать за собой лодку, катер или кемпер, то подойдет для таких задач только большой пикап или полноразмерный американский внедорожник (чтобы внутри разместиться семерым). Но пикапы дороги, а на руках, предположим, всего 500 тысяч рублей. Выбор, таким образом, встает между Chevrolet Tahoe второго поколения и Lincoln Navigator первого. Аналогов просто нет. К тому же, «Тахо» не проходит по транспортному налогу (потому что двигатель 250+), а «Нэвик» со своими 232 л.с. вполне укладывается.
Кроме того, имеем надежную конструкцию на раме и высокий уровень безопасности. Плюс неплохие возможности вне асфальта. Но надо понимать, что в качестве рабочей лошадки «Навигатор» будет отнюдь не безотказным авто. И виной тому только возраст.
Двигатель. На первое поколение до рестайлинга ставился «Тритон»: V8 5.4 литра мощностью 232 л.с. После рестайлинга – уже четыре клапана на цилиндр и чуть больше 300 лошадок. Оба моторы надежны, и чтобы убить их – надо очень сильно постараться. К маслу непривередливы, пожирать его отказываются. По большому счету, из минусов только высокий расход бензина (18-22 АИ92 в городе, от 11 до 18 на трассе, чем выше скорость, тем больше вылетает в трубу) и затрудненный доступ к дальним свечам и катушкам зажигания. Плюс, конечно, цепи ГРМ: на пробегах после 250 тысяч они начинают стучать на холодную. Замена – дорого и долго. Зато раз в жизни.
Коробка передач и полный привод. Старая добрая 4-ступка. Обыкновенно сдается лишь после длительного буксования в грязи или снегу. До рестайлинга: только задний привод, задний + автоматически подключаемая передняя ось, постоянный полный (нельзя использовать на сухом асфальте) и постоянный полный с понижайкой. После рестайлинга: все то же самое, за вычетом строго заднеприводного режима. Сразу хочется сказать: в болоте и вязком поле это не спасет, машина очень тяжелая и выполнит лишь команду «копать – здесь».
Внимание: существуют моноприводные "Навигаторы". Недобросовестные продавцы "впаривают" их под видом полноприводных. Отличие очень простое: рядом с магнитолой должна находиться ручка переключения режимов раздатки.
Рулевое управление и подвеска. Спереди амортизаторы с подкачкой, сзади – пневмобаллоны. Пневма – не боль, боль – датчики уровня и электрика, сгнивающая от грязи, влаги и реагентов. Если слетит задний датчик (а крепления у него слабенькие), машина упадет на корму и дальнейшее передвижение будет мучительным. В рулевом – внимание редуктору (рейки нет), он любит от возраста течь и давать приличный люфт на руле. Также страдает «передок»: втулки и стойки стабилизатора – расходник. А сзади – продольные рычаги, которые от времени попросту сгнивают. Либо переваривать, либо покупать новые.
Салон и электрика. В группе риска – задний кондиционер (сгнивают трубки), электроприводы передних сидений, дворник заднего стекла, текущий люк. В целом интерьер совсем не премиальный – мягкий, но откровенно дешевый пластик, не очень качественная кожа, немного дерева, посредственная музыка. И что многих откровенно бесит: во втором ряду два капитанских кресла с огромным бардачком посередине вместо цельного дивана. Но эта проблема решается при посещении разборок.
Плюс ряд парадоксов. На некоторых версиях есть электропривод педалей. Но нет электропривода рулевой колонки и ее регулировки по вылету. Есть память сидений, но одна из их регулировок - сугубо механическая. Показания бортового компьютеры ограничены, расположено табло под потолком, что страшно неудобно.
Кузов. Вот это – настоящая боль всех «Навигаторов». Вроде бы гигантский, грозный автомобиль! Но ржавеет он с огромным удовольствием. Первыми в утиль отправляются пороги (не путать с подножками). Потом – задние рычаги. Начинает цвести днище, нижние кромки дверей, дверь багажника, углы передних крыльев в месте стыка с бампером. Найти не гнилой Navigator – задача практически нереальная. Что радует, рамы, в отличие от кузова, крепкие.
Выводы. Тот, кто купит «Навигатор», никогда не купит «Дастер». Тот, кто купит «Навигатор», никогда не купит «Дастер». Более того, многие до сих предпочитают именно первое поколение «Нэвика», поскольку второе куда сложнее конструктивно и обойдется дороже в содержании (включая транспортный налог). У этой машины нет изначально больных мест, но годы делают свое дела. Поэтому первое внимание при осмотре – кузову и электрике.